Экспертный семинар "Развитие потенциала кооперации на селе" состоялся 8 ноября 2019 г. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Целью семинара было объединить на одной дискуссионной площадке теорию и практику кооперации. Эксперты Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований представили на суд общественности результаты пилотного исследования по сельскохозяйственным кооперативам.
Мария Антонова, ведущий научный сотрудник Центра, представила результаты своего исследования о трансформации кооперативов от социального типа к предпринимательскому. Мария подкрепляла свои гипотезы не только теоретическими исследованиями ведущих европейских учёных в сфере сельскохозяйственной кооперации, но и практическими кейсами. На семинаре, например, выступал Штефен Муха, руководитель объединения органических фермеров в Саксонии на основе принципов кооперации. Немецкий эксперт поделился своим практическим опытом управления кооперативным формированием с 1994 г., полностью ориентированным на рыночную эффективность, самостоятельность и независимость от государственной поддержки.
Часть экспертов пришла к выводу, что кооперативные функции в сельском хозяйстве могут быть выполнены не только в рамках кооперативных организационно-правовых форм, в частности сельскохозяйственных производственных (СПК) и потребительских кооперативов (СПоК). Кооперативная суть оказания услуг фермерам и другим сельскохозяйственным производителям может реализовываться и через общества с ограниченной ответственностью, и через индивидуальных предпринимателей, и через потребительские общества (кооперативы) и без организации юридического лица. Соответственно государственная поддержка должна стимулировать не только создание и развитие кооперативов, но и других организаций производителей в сельской местности.
Эксперты представили также результаты анализа деятельности Центров компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации, которая, по их мнению, требует корректировки. Учёные РАНХиГС отметили, во-первых, что необходимо сфокусировать целевую группу поддержки для малых форм хозяйствования, а не всех фермерских хозяйств, которые порой могут достигать крупных размеров. Во-вторых, целесообразно учитывать уже сложившийся потенциал для кооперации в разных регионах и отраслях: для одних проектов и областей существует большой потенциал кооперации, а для других - меньший. В-третьих, необходимо повышать стандарт профессиональной квалификации консультантов центров компетенций.
Большую оживлённую дискуссию вызвал вопрос субсидиарной ответственности членов кооперативов. Этот пункт законодательства отпугивает многих потенциальных участников кооперации рисками для их имущества. Немецкий эксперт также отметил, что в Германии наиболее распространены формы объединения фермеров с ограниченной ответственностью.
Острые дебаты начались и при обсуждении вопроса о прибыльности СПоКов. С одной стороны, устойчивая организация должна показывать прибыль и иметь подушку безопасности, а, с другой стороны, кооперативы ставят во главу угла прибыль своих членов, а не объединяющей организации. Прибыль кооперативов в России является одним из показателей результативности при предоставлении грантов, получении кредита, лояльности налоговых органов. Представители действующих кооперативов единогласно отметили необходимость исключить требования прибыли как меры качества управления кооперативами.
Участие в работе семинара принял и научный сотрудник Евразийского центра продовольственной безопасности МГУ Рыкалин Артур. Эксперт отметил, во-первых, что для повышения эффективности государственной поддержки кооперативов и фермеров важно анализировать не только объект управления, но и субъектов управления и их стимулы. Цели участников системы поддержки могут быть смещены с конкретных устойчивых результатов в сторону процессов и проектной отчётности. Важно, чтобы выделяемые ресурсы направлялись не только на семинары, конференции, консультации, форумы, но и доходили до конечных фермеров и их объединений. Рыкалин Артур также обратил внимание, что неограниченная субсидиарная ответственности может стать большим риском для фермеров в условиях "регуляторной гильотины" и низкой защищённости прав собственности.