Кузьминки — по осени поминки.
Это 1 ноября по юлианскому календарю или 14 ноября по григорианскому, который у нас официально действует. У меня именины, а у всех, кто пожелают, — день Космы/Кузьмы и Дамиана/Демьяна, живших на 1000 лет раньше тамплиеров, праздник — Раздумчивые Кузьминки.
При старом режиме ведь как было? От Спаса до Кузьминок ещё осень, а завтра уже зима. Кузьма и Демьян в этот день напоминали о своём покровительстве ремесленникам и кузнецам-коновалам, которые выполняли функции сельских лекарей и доводились коллегами братьям-врачевателям.
Сегодня крестьяне подносили помещикам "челобитных" кур: взамен люди получали ленты и прочие безделушки, а куры — жизнь долгую и безбоязненную, поскольку "челобитных" кур не полагалось резать, и яйца их считались целебными.
Сельский аттракцион "Играй, гормон!" в Кузьминки исполнялся особенно истово. Перед тем, как засесть за прядение шерсти, незамужние девки (а других девок не бывает) готовили угощение с обязательной кашей. За стол, накрытый в свободной (!) избе, приглашали холостых, то есть очень одиноких парней. Сейчас стыдливо пишут — мол, засиживались до утра, но мы-то понимаем: дело молодое. А утром откушавшая и... гм... засидевшаяся молодёжь отправлялась воровать соседских кур — не иначе, желая сохранить им жизнь, превратив в "челобитных".
Снежные Кузьминки — к большому весеннему разливу рек. Остатки листьев на деревьях сегодня — к морозу следующей зимой. В 2019 году городские власти порадовали заботой о горожанах:
С 15 ноября в Санкт-Петербурге запрещено выходить на лёд рек и каналов. Запрет продлится до 15 января. Второй период запрета будет действовать с 7 марта по 15 апреля.
Особенно трогательно выглядит эта забота при температуре +7...+9℃: осень в 2019 году бархатная, а Кузьминки так и вовсе самые тёплые за всю историю метеонаблюдений. Синоптики обещают заметное похолодание к середине декабря, тогда и лёд встанет.
По случаю — из воспоминаний детства: в наш дом через Кирочную улицу (тогда — улицу моего любимого Салтыкова-Щедрина) упирался небольшой переулок. Его называли переулком Космодемьянской, и всем всё было понятно: назван в честь героини Великой Отечественной.
Потом оказалось — переулок Космо-Дамианский (или даже Космо-Дамиановский).
Важный нюанс при очевидной связи между фамилией комсомолки Зои и именами двух назареян-бессеребреников: переулок назывался в честь церкви Космы и Дамиана, которую снесли в 1936 году. На её месте, из её кирпичей построили две школы, в одной из которых меня учили Родину любить. А снесённая церковь посвящена была памяти сапёров, которые погибли за Родину. И памятник суровый перед ней стоял — чугунный орёл на здоровенном камне, вроде пятигорского, от самого Невского видать; фамилии героев на плитах выбиты...
Но это я только по старым открыткам знаю. Памятник погибшим героям уничтожили ещё раньше церкви. А жить так и пришлось напротив школы, как в старом анекдоте, где человек жил напротив тюрьмы, а потом переселился и стал жить напротив своего дома. Переулок же с предательским названием от греха подальше переименовали в Мелитопольский. Хотя теперь и этот город оказался на территории другой страны — это ж Запорожье, Украина! — так что вполне вероятна очередная перемена названия.
Вот какие раздумья навевают Кузьминки, по осени поминки.