Центральным вопросом является концептуализация эмоций и связанная с этим таксономия эмоций.
По-прежнему отсутствует консенсус в отношении того, какая эмоциональная модель или сколько категорий эмоций следует использовать.
Кроме того, ведутся дебаты о том, следует ли рассматривать эмоции как категории или континууаты.
Различные точки зрения по этому вопросу привели к предложениям различных способов аннотации эмоций, моделирования тренинга и визуализации результатов.
Существующую работу можно разделить на три подхода.
Категорический подход подразделяет эмоции на несколько дискретных классов и применяет машинные методы обучения для обучения классификаторов.
"Образы" прогнозируемых эмоций могут быть включены в текстовую систему поиска музыки или систему поиска информации на основе метаданных.
Измеренческий подход определяет эмоции как числовые значения по ряду эмоциональных измерений например, валентность и возбуждение
Регрессионную модель обучают предсказывать эмоциональные значения, которые отражают эмоциональное содержание песни, тем самым представляя ее как точку в эмоциональном пространстве.
Небольшое отступление.
Пользователи могут упорядочивать, просматривать и извлекать музыкальные произведения в эмоциональном пространстве, что обеспечивает простое средство для пользовательского интерфейса.
Наконец, вместо того, чтобы предсказывать проявление эмоций или значение, представляющее песню, система обнаружения изменений музыкальных эмоций (СОМЭ) фокусируется на динамическом процессе воспроизведения музыкальных эмоций и делает прогнозы эмоций для каждого кратковременного сегмента песни, что приводит к серии предсказаний эмоций.
Затем пользователи могут отслеживать эмоциональные изменения композиции по мере их развития.
Чтобы дать читателям представление о том, как обычно концептуализируются эмоции, сначала обсудим модели эмоций, которые будут представлены ниже и в других публикациях.
Затем будет написано о музыкальных функциях, которые часто используются для моделирования музыкальных эмоций.
После этого будут рассмотрены мысли по трем методологиям.
Независимо от выбранного подхода, это является сложной задачей по следующим причинам:
- Во-первых, эмоциональное восприятие по своей природе субъективно, и люди могут воспринимать разные эмоции за время звучания одной и той же песни. Такая субъективность существенно затрудняет оценку эффективности системы, поскольку трудно прийти к общему согласию в отношении результатов признания.
- Во-вторых, эмоциональные аннотации обычно трудно получить, особенно когда отсутствует консенсус по таксономии эмоций.
- В-третьих, до сих пор непонятно, как музыка передает эмоции.
Потому что присущий музыке элемент, если таковой имеется, создает специфический эмоциональный отклик у слушателя, все еще далек от понимания.
Концептуализация эмоций.
В исследовании концептуализации эмоций психологи часто используют устные сообщения людей об эмоциональных реакциях.
Например, знаменитая статья Хевнера изучала взаимосвязь между музыкой и эмоциями посредством экспериментов, в которых субъектов попросили указать прилагательные, которые пришли им в голову как наиболее репрезентативную часть музыкального произведения.
Из этих эмпирических исследований было предложено большое разнообразие моделей эмоций, большинство из которых относятся к одному из следующих двух подходов к концептуализации эмоций: категорический подход и размерный подход.
Категорическая концептуализация эмоций.
Согласно категорическому подходу, люди воспринимают эмоции как категории, отличающиеся друг от друга.
Существенным для такого подхода является понятие базовых эмоций, то есть идея, что существует ограниченное количество универсальных и первичных классов эмоций, таких как счастье, печаль, гнев, страх, отвращение и удивление, из которых можно вывести все остальные вторичные классы эмоций.
Каждая основная эмоция может быть функционально определена в терминах ключевой оценки событий, имеющих отношение к целям, которые часто происходили в процессе эволюции.
Основные эмоции можно встретить во всех культурах, и они часто ассоциируются с различными моделями физиологических изменений или эмоциональных проявлений.
Понятие базовых эмоций, однако, подвергалось критике по ряду причин, прежде всего потому, что разные исследователи придумали разные наборы базовых эмоций.
Другой известный категорический подход к концептуализации эмоций - прилагательный контрольный список Гевнера.
В ходе экспериментов концептуализация обнаружила восемь групп аффективных прилагательных и распределила их по кругу.
Прилагательные внутри каждого кластера похожи, и значение соседних кластеров меняется кумулятивно до достижения контрастности в противоположном положении.
Прилагательные Хевнера (предложенные в 1935 г.) были позже дополнены и объединены в десять групп прилагательных Фарнсворта и в девять групп прилагательных Шуберта.
Вывод.
Главным недостатком категорического подхода является то, что количество классов первичных эмоций слишком мало по сравнению с богатством музыкальных эмоций, воспринимаемых человеком.
Использование более тонкой детализации, с другой стороны, не обязательно решает проблему, поскольку язык описания эмоций по своей природе неоднозначен и варьируется от человека к человеку.
Более того, использование большого количества классов эмоций может перегрузить категории и это нецелесообразно для психологических исследований.
Продолжение следует...
Спасибо за внимание!
Оставляю ссылку на предыдущую публикацию по этой теме: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc9a91568e68b209078723b/kompiuternoe-raspoznavanie-muzykalnyh-emocii-5dcc7f3e1877c954d6c79da1