Найти в Дзене

"Чёрный квадрат" Малевича - почему это гениально?

Оглавление

Частенько встречаю людей, так или иначе причастных к искусству, которые не понимают смысл "Чёрного квадрата" Малевича. Конечно, говорят они, среднестатистический учащийся художественной школы способен без труда нарисовать такое.

Поскольку я немного фотограф, то подобные высказывания слышу чаще от собратьев по увлечению. А ведь парадоксально, но тому факту, что в мире искусства появилось произведение под названием "Чёрный квадрат", как раз таки обязано изобретению фотоаппарата, с появлением которого стало не только легко отображать реальность, но и возникли реальные перспективы образования совершенно новой эпохи массовой культуры. И фотограф должен, как никто другой, знать об этом.

Малевич изобразил себя в одежде художника Эпохи Возрождения
Малевич изобразил себя в одежде художника Эпохи Возрождения

По идее, если взялся творить в области изобразительного искусства, к чему кстати на прямую относится фотография, то полезно знать историю создания и эволюции того дела, которым увлечен. Тем более, что современные фотокниги, в плане дизайна, в некоторой степени обязаны и явились результатом поиска таких художников как Малевич.

Действительно, на первый взгляд эта работа Казимира Малевича вызывает как минимум удивление у непосвященного или непросвещенного зрителя. Тем более, не до конца понятно, чем картина так ценится знатоками и ценителями изобразительного искусства.

Иногда гипотезы незадачливого зрителя доходят до крайностей, обосновывая сей феномен чуть ли не стёбом самого автора. Мол Малевич, уже будучи известным метром просто поиздевался над публикой и искусствоведами, а они это наивно приняли за шедевр.

Работа Малевича в месте, где обычно висит икона
Работа Малевича в месте, где обычно висит икона

Другая, более конспирологическая версия гласит, что таким образом умышленно перевернули понятия о хорошем с ног на голову, чтобы народ тупел и становился примитивным в восприятии культурных ценностей.

Конечно, будь хоть немного шире кругозор возмущенного зрителя, он бы процитировал строки из рассказа Андре Моруа "Рождение знаменитости", но увы...

От лирики к сути

Анализируя феномен "Черного квадрата" начнем с того, что квадрат далеко не чёрный. Потому что художник применил смесь оттенков красок, которые в результате наложения друг на друга поглощают свет создавая впечатление чёрного цвета. К тому же, это не квадрат в геометрическом смысле этого понятия, а скорее прямоугольник. Потому что, если внимательно присмотреться, то видно, что полотно имеет разную длину сторон.

По замыслу автора, правильная развеска картины если длинная сторона расположена вертикально. Иногда случались курьёзы, когда на некоторых выставках путали и вешали короткой стороной на верх, что не правильно.

Чёрный квадрат Малевича
Чёрный квадрат Малевича

Но не совсем верно и название "Чёрный квадрат", потому что Казимир Малевич вошел в историю мирового искусства как идеолог и основатель художественного стиля под названием супрематизм - доминантное искусство, цветовая доминанта. По сути, многие известные его работы, это геометрические абстракции с изображением простых линий и геометрических фигур. Поэтому правильнее говорить - "Чёрный супрематический квадрат".

По всей видимости, эта работа снискала огромную популярность среди современников автора и это подтверждает тот факт, что после написания основного полотна, Малевич сделал несколько копий, что говорит о признании работы при жизни автора и немалом спросе на неё.

Для чего Малевич это нарисовал?

Итак, разобравшись в тонкостях восприятия произведения, напрашивается резонный вопрос - для чего Малевич это нарисовал и почему это вызвало такой интерес у современников и продолжает будоражить умы будущих поколений?

На самом деле, художник не рисовал квадрат так, как это себе представляют многие. А случилось вот что. У него была своя компания людей, ищущих новый язык в изобразительном искусстве и они решили сделать оперу с броским названием "Победа над солнцем". Казимир Малевич писал декорации к этой опере.

Ко второму действию художник сделал задник с изображением разных фигур и в том числе чёрный квадрат. Когда Малевич увидел этот квадрат сидя в зрительной ложе, его это потрясло. В итоге, когда закончились постановка он вырезал из декорации фрагмент с чёрным квадратом, закрасил по краям белым цветом все, что было изображено рядом так, что на белом фоне получился чёрный квадрат.

В музее
В музее

Художник был настолько потрясен сделанным, что от нервного напряжения несколько дней болел с высокой температурой. Скорее всего, он понял первым то, что поняли в итоге другие его современники глядя на его работу, а именно, что "Чёрный супрематический квадрат" явился символом завершения процесса целого направления поисков в живописи.

Для того, чтобы понять что это за процесс и каковы причины его возникновения, нужно взглянуть на историю изобразительного искусства с первых попыток пещерного человека изобразить в наскальных росписях свой быт, животных, сцены охоты и многое другое.

Малевич
Малевич

Непонятые были и до Малевича

Древний человек старался, насколько ему позволяли инструменты и воображение, нарисовать что-либо таким образом, чтобы это было узнаваемо. С развитием ремёсел совершенствовалась и техника письма, появлялись новые краски. В арсенале живописца стало больше цветов, что позволило отображать больше цветовых оттенков. С понятием перспективы плоская картинка постепенно трансформировалась в объёмное изображение.

Художники научились писать на двухмерном листе многоплановые сцены, создавая иллюзию трехмерного пространства. Религиозная философия породила целое направление иконографического искусства, известного как византийская живопись, со своими четкими канонами. И вот на рубеже 13, 14 веков появляется Джотто ди Бондоне, который разработал совершенно новый подход к живописи.

"Поцелуй Иуды" Джотто.
"Поцелуй Иуды" Джотто.

Преодолев догмы византийской иконописной традиции, он сделал настоящий переворот в искусстве став основателем итальянской школы. Многие искусствоведы считают, что с Джотто началась целая эпоха известная как эпоха Возрождения или Ренессанс.

Джотто ди Бондоне

Что же такого сделал Джотто? Советский философ Мераб Мамардашвили, высказываясь о феномене Джотто однажды сказал, что он вышел в трансцендентный ноль, потому что его работы были за пределами опыта современников и по началу недоступные познанию. Почему, да потому что он предложил в искусстве то, что до него никто не делал.

По сути, он обнулил до него созданную традицию и принципы создания полотен, начал что называется с чистого листа целую эпоху, явившись основоположником Проторенессанса (этап предшествующий Ренессансу).

Джотто не просто стал уделять большое внимание деталям в своих работах, раскрывая содержание в композиции как действии с причинно-следственной связью, а ввел в живопись настоящую драматургию с психологической разработкой сюжета, что до него конечно никто не делал. Но это еще не все.

Портрет Джотто
Портрет Джотто

Если мы посмотрим на его работу "Поцелуй Иуды", в ней, по словам искусствоведа Паолы Волковой, Джотто преподносит нам многовремённость в сюжете, когда время подвешено, в картине изображена одновременно точка напряжения предстоящего через секунды действия - напряжение мгновения на которое всё направлено и второе время - это историческое событие, которое запечатлено на картине - один из центральных эпизодов истории Христа.

Одновременно с этим показано время вечности приёмом обрезки кулис по лицам и фигурам, что даёт зрителю ощущение пространства за границами полотна. Такое впечатление что за этим действием, предательством Иудой Христа, наблюдает весь Мир, но его не видно, потому что Мир просто не помещается в картину. Ощущение как будто мы смотрим репортаж в телевизоре или наблюдаем за реальной сценой события через окно.

Фотографическая точность живописи

После Джотто были Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, которые восхищались и вдохновлялись его работами. Развивалась и техника письма. Стало возможным нарисовать картину не отличимую от реальности, как будто предмет или фигура не написаны на полотне, а просто неподвижно расположены за рамкой.

"Мона Лизы" Леонардо
"Мона Лизы" Леонардо

Художники научились передавать не только перспективу, цвета, но и характер персонажей. Фактически, мастерство достигло такого уровня, что работы стали подобно фотографии отражать все тонкости и детали реального мира.

Изобретение фотоаппарата стало поворотной точкой в истории живописи

Но вот в начале 19 века изобретён фотоаппарат, который взял на себя задачу точного отображения действительности. Поэтому стал вопрос - зачем человеку тягаться с машиной, если художник не в состоянии отобразить реальный мир точнее фотоаппарата.

Поэтому начинается поиск новых путей в живописи, которые сводятся не к точному отображению действительности, а к изображению собственных представлений о ней.

"Впечатление. Восходящее солнце" К. Моне
"Впечатление. Восходящее солнце" К. Моне

Появляется такие направления как "Импрессионизм", от французского слова "impression" - впечатление, "Экспрессионизм" - выражение внутренних чувств при взгляде на предмет, "Кубизм" - не отображать предмет таким какой он есть, а искать геометрические формы из которого он состоит.

По сути, начинался поиск нового художественного алфавита в создании которого скорее всего назрела необходимость.

Художник всегда в поиске новых выразительных форм

Казимир Малевич также экспериментировал и искал новые формы самовыражения. После долгих экспериментов он смог определить конечную точку не только своих поисков, но и громадного направления поисков существовавшего в то время в своей работе "Чёрный супрематический квадрат".

Бесспорно, оценить произведение Малевича могут только те, кто знают историю искусства в целом.

Феномен Малевича

Говоря о феномене, который вызвал "Чёрный супрематический квадрат" - чёрное на белом, как максимальные формы активности светоформ. Это оказалось началом нового художевтвенного алфавита.

Прежний художественный алфавит был создан Джотто - искусство как театр, искусство как действие, искусство как описывающее окружающий мир. А у Малевича - энергетика цветоформ, по сути, это совершенно другой художественный язык, который не отменяет предыдущего, а существует параллельно.

Казимир Малевич, автопортрет
Казимир Малевич, автопортрет

Багуа

В истории есть подобный прецедент. У китайцев в третьем тысячелетии до н.э была школа живописи, которую они сами называют "Багуа", символизирующая союз неба и земли. Небо было принято изображать в виде чёрного круга как сущность и синего как стихию.

У китайцев свет - чёрный, как максимальная концентрация света в природе. Небо изображено в виде круга, потому что в круге как в небе нет начала и конца. А земля это квадрат, поскольку она измеряема и имеет 4 времени года и 4 ориентира, север, юг, запад, восток, так и квадрат имеет 4 стороны. И хотя земля у китайцев желтая как цвет кожи и красная как цвет стихии огня, земля может принять на себя цвет неба - чёрный, как максимальная концентрация цвета бездны и света.

Вклад Малевича очевиден сегодня повсюду

Конечно же, Малевич знал о "Багуа". Но это не говорит о том, что он просто скопировал квадрат у китайцев, потому что он пошел дальше, став изучать свойства цвета.

Малевич изучал влияние цветовой среды на человека, на его психологию и физическое состояние, а потом он и его ученики разработали целую систему цвета, которая повсеместно применяется в разных отраслях промышленности и социальной сфере.

На основе опытных научных экспериментов была разработана униформа для работников различных отраслей промышленности. Например, апельсинового цвета жилет для рабочих ремонтирующих железнодорожные пути, или малахитовый халат для медицинских работников в операционных, которые носят по всему миру. А "Чёрный квадрат" - это некая формула Малевича, опираясь на которую он смог создать школу идей супрематизма.

Малахитовый халат медицинского работника
Малахитовый халат медицинского работника

Начало эпохи массовой культуры

Идея заключалась в том, чтобы создать формы массовой культуры, потому как он справедливо полагал, что эпоха индивидуального восприятия закончилась и начало 20 века порождает эпоху массовой, индустриальной культуры.

Нужно было найти совершенно другой алфавит цветоформ, который бы смог выйти в новое пространство, что сегодня принято называть дизайном. Дизайн смог предложить формы новой эстетики для массового сознания новому веку индустрии.

Сегодня на дизайне цветоформ строится современное пространство, интерьер. Дизайн стал настолько обыденным, что мы о нем мало задумываемся. А ведь дизайн по сути, это новый мир, в котором мы живем и к которому уже привыкли, и этот мир нам открыл Казимир Малевич.

Подобное сделал в своё время Джотто.

Малевич
Малевич

Гений Малевича

На одной из поздних работ, Малевич изобразил себя в одежде художника эпохи Возрождения. Он знал какой вклад внёс в мировое искусство и смело этим приравнял себя к художникам великой эпохи Ренессанса.

Он был не только человеком своего времени, но и человеком будущего, потому что ввел свою культуру в будущее. Малевич предложил новый язык для абсолютно новой цивилизации, будучи гением. И останется гением на века.