За последние 10 лет государственные расходы для национальных музеев вновь значительно сократились.
Программа Ренессанс в регионах завершилась, и, хотя она и придала краткосрочный импульс так называемым узловым музеям за пределами Лондона, никаких долгосрочных признаков трансформации практически не наблюдается.
Это, в свою очередь, означает, что многие национальные музеи и галереи, а также музеи местных органов власти в Соединенном Королевстве значительно сократили свои гранты и ассигнования, и возникший в результате дефицит не был компенсирован заявками в ФВУ, обращениями в частные фонды или к состоятельным людям, поскольку ни один из них не заинтересован в финансировании текущих расходов или предоставлении средств для поддержания баланса текущих бюджетов, испытывающих дефицит.
В результате этого численность персонала, которая возросла в конце 1990-х и начале 2000-х годов, вновь сократилась, и многие рабочие места, которые когда-то могли остаться на всю жизнь, были заменены краткосрочными контрактами, при этом продолжалось давление с целью перераспределения ресурсов от кураторской работы к общественной активности и работе с населением.
Но даже ее критики признают, что некоторые из реформ Тэтчер оказались впоследствии полезными; напротив, еще слишком рано говорить о том, будет ли то же самое в будущем в отношении тех лет, что и в 2007 году.
Наиболее взвешенный вердикт, который может быть вынесен в годы с 1979 по 2017 год, заключается в том, что музеи и галереи, как национальные, так и местные, оказались на американских горках: финансовой ограниченности, затем изобилия, а затем и снова жесткости; большей свободы и независимости, сосуществующей с неуклонно растущим давлением со стороны правительства.
Значительного улучшения зданий, охвата, доступа, осведомленности аудитории и выращивания; растущего ожидания от значительно возросшего числа посетителей, а также новых возможностей для коллекций.
Однако эти изменения, вызовы и возможности обусловлены не только колебаниями в деловом цикле и меняющейся повесткой дня правительств: они также являются результатом более широкого развития интеллектуального и культурного климата и продолжающихся технологических изменений.
Рост числа музейных исследований, на которые в значительной степени повлияли работы Фуко, подорвал исторические требования музеев и галерей к бескорыстным и альтруистическим организациям, предоставляя объективную информацию и авторитетные знания о своих коллекциях должным образом восхищенной и авторитетной общественности.
Вместо этого в некоторых кругах они в настоящее время рассматриваются как зловещие цитадели власти, в которых сознательно манипулируются знаниями, чтобы представить и интерпретировать их коллекции с одной конкретной точки зрения, тем самым закрывая доступ к многочисленным голосам и скрывая альтернативные мнения. А в нашем постколониальном мире всеобъемлющие коллекции, накопленные энциклопедическими музеями, обычно обвиняют в неприемлемости устаревшей имперской экспедиции.
Между тем история искусств все больше погружается в изучение материальной культуры, которая меньше интересуется высоким западным искусством, а больше - повседневными артефактами массового мирового потребления. В то же время продолжающаяся цифровая революция означает, что теперь доступ к целым коллекциям и их просмотр в онлайновом режиме возможны, и это заставляет некоторых задуматься над тем, нет ли необходимости и оснований для дальнейшей сборки и экспонирования предметов искусства в музеях и галереях.
Насколько серьезны и значимы эти события для нынешних и будущих стратегий сбора и приобретения?
Более того, сама мысль о том, что эти люди были бескорыстными учеными, преданными государственной службе всю жизнь и одетыми в сакердотический раунд объективных знаний, который они порой хотели передать ограниченной и уважительной аудитории, не кажется столь убедительной, как прежде.
Сегодняшние кураторы больше не рассматриваются как бесспорные авторитеты, их эрудиция является продуктом обучения на протяжении всей жизни, а скорее как посредники, посредники между объектами и изображениями (о которых может быть много толкований и мнений) и все более разнообразная и требовательная аудитория (которые используют свой собственный опыт и перспективы и при этом делают свои собственные выводы о значении и ценности того, на что они смотрят).
В связи с этим кураторам постоянно приходится расширять свои знания и навыки, чтобы они охватывали сбор средств и рассказывание историй, информационно-пропагандистскую и социальную работу, информационные технологии и оцифровку, а также уделять внимание управлению коллекциями и научным исследованиям.
Раньше предполагалось, что подобно отшельникам кураторы работали в музеях и галереях, чтобы вырваться из мира; в настоящее время, напротив, их предпринимательские преемники должны работать в музеях и галереях, чтобы взаимодействовать с миром.