На далекой западной окраине Киото, в районе Сага, есть место, куда в Средние века свозили ничьих мертвых со всей столицы. В память о каждом ставили каменную статуэтку, как сейчас ставят надгробия.
Погребение считалось и считается в Японии ритуалом, который нужно проводить по будддистским обрядам, так что большинство кладбище в стране - при буддистских монастырях.
Так и кладбище в Сага находится в монастыре, он называется Адасино Нэнбуцу-дзи, и сегодня здесь несколько тысяч этих статуэток.
Когда-то кладбище было огромным, но вокруг строили все больше жилых домов, и посмертные статуэтки свезли в одно место - в Адасино-дзи.
Каждый год в августе, примерно в то время, когда по всей Японии проходит праздник поминовения духов предков, здесь тоже проводят церемонию поминовения мертвых, и у каждой статуи зажигают свечу.
Обычно церемонию поминовения проводят родные умершего, но изваяния в Адасино - в память о тех, у кого уже на момент смерти не было родных, а с тех пор могли пройти сотни лет. Так что поминать их больше некому, и это делают местные монахи.
Немного дальше на север - монастырь Отаги Нэнбуцу-дзи, знаменитый сотнями расставленных в его дворе статуями раканов (просветленных).
Эти раканы выглядят намного более старыми, чем многовековые статуи из соседнего монастыря Адасино, но это только кажется - из-за наросшего на них мха. На самом деле этим раканам не больше 40 лет.
Их начали ставить в 80-х и делают до сих пор. Все началось с того, что новый настоятель, который одновременно был резчиком буддистской скульптуры, решил повысить интерес жителей к своему монастырю. Он стал приглашать всех желающих освоить азы камнерезного мастерства и создать собственного ракана. Поэтому каждая статуя уникальна.
Настоятель не связывал резчиков-любителей никакими религиозными рамками и предлагал просто творить, не думая ни о чем. В результате тут теперь не только разнообразие поз и эмоций, но и широкий выбор атрибутов, есть даже ракан с кассетным проигрывателем в руках.
От монастырей на юг, к железнодорожной станции и жилым кварталам ведет улица-музей Сага-Ториимото. Когда-то это была обычная улица, застроенная в эпоху Мэйдзи на рубеже веков, когда Япония перенимала западный стиль и западные новшества.
Старую застройку сохранили, только вместо жилых домов это теперь чайные, рестораны, кофейни и магазины.
Еще дальше на юг - знаменитый бамбуковый лес.
Бамбуковые рощи и тем более леса в пределах города в Японии - большая редкость и ценность, с ностальгией бродить по рощице в 100 квадратных метров могут собраться несколько десятков человек.
Так что бамбуковый лес в Сага пользуется большой популярностью. Чтобы погулять в одиночестве - лучше приехать пораньше. На фото - 8 утра.
Раньше за проход здесь брали деньги, но потом решили, что хватит. Может быть, потому что идти в обход слишком долго и было много недовольных, а может просто решили, что незачем брать деньги только за проход по дороге, все-таки уже не Средние века.
Весной в Сага и соседний (через реку) район Арасияма приезжают еще больше людей - это одно из хороших мест любоваться цветением сакуры. Железнодорожная станция здесь называется по обоим районам: Сага-Арасияма, хотя для простоты Арасиямой часто называют всю эту окраину.