Жила-была на белом свете хорошая учительница истории. Звали ее Светлана Викторовна.
Что хорошая – это я вам точно говорю, было с чем сравнить. Да вот хотя бы такой пример.
Когда мы еще совсем маленькие были, в 4 класс ходили (по старому летоисчислению), то у нас была другая историчка, и однажды она заболела. Заменять её прибыл сам директор школы Грифель Палыч, Грифель Палыч был уже старенький, только директорствовал, не преподавал, иногда лишь в экстренных случаях заменял...
Я сказал «Грифель Палыч»? Григорий Павлович, конечно, да.
Короче, пришел Григорий Палыч на урок, спросил, какой параграф сегодня проходим, ему доложили. И тут Григорий Палыч, никуда не глядя, четко пересказал нам названный параграф, как в учебнике. Слово в слово. Пять или шесть страниц. Это я точно скажу, потому что я все учебники заранее читал, и память у меня зеркальная. Слово в слово, буква в букву, на одной-единственной заунывной ноте, вообще без интонаций, бу-бу-бу-бу-бу.
Когда в пятом классе нас взяла Светлана Викторовна – стало, конечно, заметно интереснее.
Долго ли, коротко ли, и был у Светланы Викторовны один назовем его условно хороший ученик, и однажды так случилось, что этот хороший ученик выиграл районную олимпиаду по истории.
Это, конечно, в масштабах школы было событие. Потому что школа у нас была... ну, обыкновенная школа на Северной рабочей окраине. В принципе, на фоне соседней «Шестьсотки» наша считалась сравнительно приличной, но шестьсотка вообще была «филиал Ада», так что сравнительно приличная, но не более. Даже на районном уровне ничем не выделялась.
Там, на самом-то деле, особой заслуги хорошего ученика не было, ну, просто как Косте Сапрыкину – «во втором кону пофартило». Короче, выиграл – и молодец.
Событие это, среди прочих, имело еще и то последствие, что Светлана Викторовна больше не спрашивала хорошего ученика вообще никогда. Ни у доски, ни с места, вообще никак. Вслух это не объявлялось, но хороший ученик тихо сидел себе на последней парте, читал какую-нибудь приключенческую литературу, завернутую в обложку с надписью «История, 6 класс», а пятерки в журнале возникали как бы сами собой.
Иногда лишь спрашивала. Когда случался «Открытый урок», потому как Светлана Викторовна была настолько хорошим учителем, что однажды была рукоположена в районные методисты, и тогда к ней перенять опыт слетались менее опытные коллеги. Но случались «открытые уроки» не так часто.
«Сколько веревочке ни виться, а конец придет» (с) русская народная пословица и поговорка
Появилось однажды у Светланы Викторовны любимое почти изобретение – карточки. Суть проста: с одной стороны – написано историческое событие, с другой – дата этого события. Подходишь, тянешь – ну и докладываешь. Видишь событие – надо назвать дату. Видишь дату – называешь событие. Дешево, надежно и практично.
Именно на тему карточек объявлен был однажды особенно «Открытый урок». Настолько открытый, что некоторых одиозных личностей из класса вообще на время выперли, к их несказанной радости, а на усиление взяли двух заунывных отличниц из параллели «Б», и всем вместе было еще раз строго велено карточки разучить так, чтоб отскакивало от зубов.
Всю эту информацию хороший ученик за чтением приключенческой литературы как-то упустил немножко. И настал «Открытый урок»...
На самом деле всё шло хорошо. Особенно приглашенные девы хорошо выступили, блеснув очками. Ну и дошла очередь до карточек, и Светлана Викторовна такая с гордостью – а сейчас еще вот спросим хорошего ученика, победителя районной олимпиады, сейчас он отожжет в полный рост...
Но тут у хорошего ученика – что-то пошло не так. И зеркальная память подчас дает сбои. То есть, не то чтоб совсем плохо он выступил – но как-то раз сбился, другой, в общем – без ожидаемого блеска. И даже было такое ощущение, что и третий сбой не за горами.
И тут...
- А подойди ко мне поближе, хороший ученик! – ласково подозвала его к себе Светлана Викторовна.
Ученик подошел. И ту Светлана Викторовна возложила руку ему на лоб:
- У-у, дружок... да у тебя температура!
Тут ученик хотел было опротестовать, потому что точно понимал, что никакой температуры у него нет. Но тут Светлана Викторовна... это, знаете, так хорошие борцы умеют делать: сожмет какое-нибудь сухожилие так, что судье и не видно, а у тебя болевой шок натуральный. Так и Светлана Викторовна: сжала голову ученику так, что тот сразу всё понял!
- Да, дружок... Тридцать девять, не меньше! Бегом в медкабинет, к Татьяне Яковлевне (и шепотом как бы – «Чтоб глаза мои тебя не видели!») А мы, товарищи учителя, давайте еще раз Машу послушаем, Маша уже отвечала, но видите, тут у нас сбой небольшой, заболел хороший ученик...
Этот случай убедительно доказывает, что настоящий Учитель – это не только Знания. Это еще и индивидуальный подход к каждому ученику, и умение быстро принимать правильные решения в стремительно меняющейся обстановке.
Прошел год...
Прошел год, и хороший ученик покинул школу, перейдя в другую. Но когда встал вопрос о приеме в комсомол – знаете, к кому он побежал за Рекомендацией? Конечно, в старую школу, к Светлане Викторовне, которая к тому моменту была рукоположена еще и в парторги школы, а такая рекомендация шла за две обычных, даже за три. И Светлана Викторовна, благородно предав забвению тот случай – рекомендацию отписала, и вообще пожелала всего лучшего!
А потом прошло еще много-много лет...
Что характерно, несмотря на широкий круг общения, других людей с именем «Светлана Викторовна» хороший ученик как-то не встречал. Всяких встречал, но вот таких – точно нет.
А когда однажды все-таки встретил хорошую девушку с именем «Светлана Викторовна», то призадумался, и... ну вы поняли.
«Простое совпадение? Не думаю!»
Вот такая простая, и в то же время крайне поучительная история.