Все женщины во Франции восемнадцатого века, за исключением четырех из двадцати трех, принадлежат к широкому спектру среднего класса.
Если их отцы не были художниками, то они были:
- ювелирами,
- купцами,
- лавочниками,
- портными,
- ювелирами,
- дистилляторами
- или государственными служащими.
Из оставшихся четырех, двое поднялись из нижнего класса - Капет и Колло-Фальконе - и двое из аристократии - маркизы Гроллера и Романской империи.
Другой, граф Бенуа, женился на дворянстве 1203 года, но пришел из солидной буржуазной породы.
Эта статистика не должна удивлять, потому что большая часть интеллигенции - писатели, музыканты, философы - также вышла из буржуазии, но разница в их происхождении заключается в том, что художники были выходцами из нижнего слоя этого туманного класса.
Так, например, ни одна из женщин-художниц XVIII века не являлась выходцами из семей, занимающихся юридической практикой, что так часто бывает не только во Франции, но и во всей Европе. Пожалуй, самым важным изменением в происхождении художницы является тенденция к тому, что все большее число художниц происходят из неживописных семей.
Насколько удалось изучить их жизнь, лишь восемь из двадцати трех женщин получили наставления от своих отцов или братьев.
Двое других - Жерар и Лузурье - учились у своего шурина и двоюродного брата, соответственно. Шесть замужних художниц, но сказать, что жена научилась рисовать у мужа, - это ошибочное предположение, потому что все шесть научились рисовать до свадьбы.
В целом, 50% женщин родом из семей, в которых рисование не было призванием отца или близкого родственника.
По сравнению с предыдущими столетиями это высокий процент, что опровергает широко распространенный миф о том, что практически все женщины-художницы до XIX века обучались у своих отцов или близких родственников.
Нужно изучить больше примеров, но кажется, что семейные, социальные и экономические связи средневековой и ренессансной эпох разрушались вместе с гильдией в век Просвещения. К середине века буржуазному отцу было свойственно иметь многообещающую дочь, обучавшуюся изобразительному искусству. Качество обучения зависит от наличия наставников, как женщин, так и мужчин, а также от наличия карманника отца.
За исключением двух представителей аристократии, общей мотивацией женщин-художниц была экономическая выгода, движущая сила большинства предпринимателей и профессионалов.
Женщины, особенно знатные дамы, уже давно привыкли заниматься искусством, но в XVIII веке им стало все выгоднее становиться профессионалами. Большинство художников считают живопись прибыльной областью самозанятости. Самые успешные - Vigée-Lebrun, Labille-Guiard, Benoist, и Collot-Falconet - получили заказы не меньше, чем большинство художников-мужчин.
На самом деле, британские художники-мужчины жаловались, что Виге-Лебран получала в три раза больше за картину, чем Рейнольдс.
Женщины также все чаще соревнуются за королевское покровительство с мужчинами:
- Бурбоны покровительствовали Виге-Лебруну, Лабилю-Гюарду, Валери-Костеру, Басспорту, Бокке-Филлеру и Мари Броссар;
- Габсбургцы наняли Бертрана-Бейера в Шонбрунн;
- Семья Оранж заказала Коллота-Фальконе в Гааге;
- Екатерина Великая оказала поддержку Коллоту-Фальконе V на шесть лет;
- Французские революционные правительства субсидировали Лабиля-Жюара, Бенуа, Капе и Валлен-Пье, Наполеона - Бенуа, Лабиля-Жерара, Капе и Жерара,
- Аристократия - Луара, Романс-Романию и Дювье.
Спасибо за чтение статей и ваш интерес к живописи!
Обязательно подписывайтесь на канал История искусств, мы стараемся для вас.