Есть у человека такая неприятная особенность: любую техническую новинку, любое изобретение он норовит превратить в оружие. Даже столь безобидную вещь, как воздушный насос...
Огнестрельному оружию превосходство над луком и арбалетом обеспечило сочетание повышенной боевой мощи, сравнительно технологичного производства, а главное - сниженной скорости подготовки стрелка до приемлемого уровня. Приемлемого - это такого, при котором строй стрелков обеспечит поражение цели, которая представляет из себя плотную массу войск. Снайперских подвигов от мушкетер и аркебузир поначалу не требовали. Но пардон, мы отвлеклись от темы.
Огнестрельному оружию, что было ясно уже на заре его появления, присущи и многие недостатки:
- низкая скорострельность;
- демаскирующие эффекты при выстреле - грохот и облако дыма, что делает огнестрел малопригодным для тайных операций;
- необходимость в дополнительном боезапасе - в порохе двух видов для каждого стрелка, крупном метательном и более мелком затравочном;
- зависимость от погодных условий.
Последний фактор для войн XV-XVIII века, пожалуй, самый важный. Тлеющий фитиль у фитильных мушкетов и аркебуз отсыревал в сырую погоду, как его ни прячь. То же самое касается пороха на затравочной полке - отсыревает, подлец, как его ни прикрывай специальной крышкой. В сильный дождь стрелять невозможно, в слабый - велика вероятность осечки. Ружье с кремневым замком тоже влаги не любит.
Лучник, впрочем, Небу за грозу и ливень тоже спасибо не скажет...)))
Именно на сырую погоду, к слову, понадеялся незадачливый Такэда Кацуери перед битвой при Нагасино, где легли в грязь под пулями его лучшие самураи. Дело происходило в сезон дождей, Такэда рассчитывал, что стрелять аркебузиры Нобунаги не смогут, но просчитался: воздух был не настолько влажен.
Поэтому все вышеперечисленные факторы привели к тому, что уже в Средневековье оружейные мастера начали пытаться делать... Пневматическое оружие!
Проба сил
Идейным вдохновителем боевой пневматики считают александрийского мудреца и инженера Ктесибия, жившего в III-м веке до нашей эры. Он придумал некий "аэротрон", который представлял из себя боевую метательную машину, снаряд которой выталкивался сжатым воздухом. Ктесибий, к слову, сконструировал новый вид насоса. Но аэротрон Ктесибия был слишком сложен в производстве, плюс - не существовало тогда подходящих средств для герметизации емкостей с воздухом и для контроля давления в них.
Однако идея, как говорится, ушла в народ. В 1430 году (XV век, однако!) первое в мире пневматическое ружье изготовил некто Гуттер из Нюрнберга. Оно также оказалось неподходящим для массового производства, популярности не получило, но забыто не было. В 1560 (по другим сведениям, 1590) году на свет появилось второе пневматическое ружье. Его сделал тоже Гуттер, и тоже из Нюрнберга - возможно, потомок того самого, первого.
Это ружье самого простого типа - внутри пружина, которую необходимо взвести, и связанный с нею поршень. Пружина освобождается при нажатии на спуск, поршень выталкивает пулю.
Вскоре после этого начал развиваться другой тип пневматических ружей, основанный на выстреле сжатым воздухом из баллона. Баллон, как правило, являл собой одно целое с прикладом. Такие ружья производили в семнадцатом-восемнадцатом веке Иоганн Оберлендер, Марин ле Буржо (1607 год), и многие другие. Пневматическое ружье становится популярным охотничьем оружием среди высших сословий, которые могут себе его позволить. Сложная механика стоит дорого, зато не грохочет, пугая дичь...
Некоторые таки ружья стреляли пулями, другие же, как, например, изделие ле Буржо - маленькими стрелками, как сарбаканы (духовые трубки) индейцев. К этому моменту в Европе они уже были известны.
Кстати, любопытный факт: многие пневматические ружья, как, например, изделие на фото выше, снабжались фальшивыми кремневыми или колесцовыми замками. Видимо, с той же целью, с какой и сейчас пневматические винтовки и пистолеты делают в виде имитаций боевых. Кстати, что интересно: очень редко, но встречались комбинированные двуствольные ружья: один ствол - с кремневым замком, другой - с пневматическим!
Одно такое ружье хранится Нью-Йорке, в музее "Метрополитен".
Мастеров, производящих пневматические ружья и пистолеты (в основном газобаллонного типа) с каждым десятилетием становится все больше. Среди них - швед Ганс Келер, немец Георг Фер, англичанин голландского происхождения Адреас Долеп, и многие другие. Даже Оливера Кромвеля заговорщики пытались в 1655 году застрелить из пневматического ружья, купленного в Голландии!
Примерно в это же время бурными темпами развиваются физика и механика, и процессы, происходящие при выстреле из пневматики, получают научное обоснование. Что, в свою очередь, ведет к улучшению качества пневматического оружия.
Главная проблема
Основная проблема тогдашней пневматики, помимо сложности производства, заключалась в отсутствии контрольных приборов, даже простейших манометров, и ручной способ накачки.
Пригодными для охоты и боя считались только ружья с газобаллонной схемой, где для выстрела требовалось сначала закачать воздух в баллон ручным насосом. При этом для создания боевого давления - не меньше 30 атмосфер - требовалось сделать не менее 1500 качков! Мало того, что это был крайне долгий и трудоемкий процесс, так еще и из-за отсутствия манометра стрелок не мог контролировать давление в баллоне. Порой баллоны взрывались, калеча человека - впрочем, взорваться могло и огнестрельное ружье...
Полторы тысячи качков ручным насосом для того, чтобы сделать один-единственный, пусть и почти беззвучный выстрел - согласитесь, многовато. Для военных целей - решительно не годится.
Однако в конце XVIII века было создано многозарядное пневматическое ружье, которое оказалось настолько удачным, что даже было официально принято на вооружение в австрийской армии.
Революционное оружие
Его изобрел в 1779 году Бартоломео Жирардони, житель Австрии итальянского происхождения. Новинку высоко оценил эрцгерцог Австрии Иосиф II, и в результате систему Жирардони официально приняли на вооружение австрийских егерей.
Ружье имело восьмигранный (по внешнему сечению) ствол калибра 13 мм, баллон для воздуха, совмещенный с прикладом, и расположенный сбоку магазин на 20 пуль. Баллон, конечно, накачивался воздухом вручную (те же 1500 качков), но зато одного полностью заполненного баллона хватало, чтобы выпустить 10 десятиграммовых круглых пуль с начальной скоростью примерно 200 м/сек. Для человека вполне достаточно, понимаете ли...
После 10 выстрелов начальная скорость пули сильно падала, но солдат мог заменить баллон. В войсках каждое ружье Жирардони комплектовалась двумя резервуарами-прикладами, которые привинчивались к казенной части винтовки. Для неспешных темпов боя того времени - вполне достаточно.
Прицельная дальность ружья Жирардони составляла 100-150 шагов. Это вдвое больше, чем у обычного пехотного ружья того времени. Реальная скорострельность - около 20 выстрелов в минуту (со сменой баллона).
Правда, после разрядки баллона с воздухом стрелку приходилось спешно делать ноги, ибо времени для перезарядки ему в большинстве случаев не давали...)
Ружье Жирардони имело оригинальную и довольно сложную конструкцию. Чего стоил один только механизм перезарядки, по нашему времени - несложный, на тот момент - уникальный. Потому что других магазинных ружей еще практически не существовало.
Для того, чтобы поставить производство на поток, потребовалось 10 лет, а выпустить австрийцы сумели только 1500 пневматических ружей. Это оружие требовало применения сложных и дорогих технологий при сборке, высокой опытности и внимательности от стрелка (манометров по-прежнему не было, чуть перекачаешь - и разорвет баллон), а также повышенной точности при отливке пуль. Недаром к каждому стволу в комплект, кроме пулелейки, шла эталонная пуля...
У австрийцев это ружье стояло на вооружении с 1790 по 1815 год. Его сняли с вооружения после смерти изобретателя, поскольку иных секретов изготовления никто, кроме него, не знал, и мало кто мог даже ремонтировать вышедшие из строя ружья. Повторить ружье Жирардони не смог ни один конструктор мира, хотя пытались многие - например, немец Лёбниц (не путать с физиком фон Лейбницем! Хотя Лейбниц аж в 1670 году тоже предлагал свой проект магазинных пневматических винтовок. Не прокатило). Эту систему сочли слишком сложной и слишком дорогой.
Да к тому же в начале XIX века стремительными темпами начало развиваться огнестрельное оружие - и боевая пневматика оказалась не нужна, хотя опыты по-прежнему продолжались.
Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika
Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika