Найти в Дзене
TankNet

Т-34-Р: выдумка или сверхсекретная разработка?

Среди всем многообразии различных проектов модификации и улучшения танка Т-34, в интернете иногда попадается информация о так называемом Т-34-Р. Суть которого заключалась в изменении конструкции обычного Т-34 для установки роторно-пластинчатого двигателя. При чем авторы данных статей приводят даже фотографии с изображением построенного танка. О том, является ли данный проект подлинным или это фэйк, мы сегодня поговорим.

Схема работы роторно-пластинчатого двигателя.
Схема работы роторно-пластинчатого двигателя.

По некоторой информации во время разработки танка А-34, который позже именовался как Т-34, помимо использования на танке дизельного двигателя В-2, конструкторами завода №183 прорабатывалось создание и установка роторно-пластинчатого двигателя. Такой двигатель по замыслу должен был давать прирост мощности около 30%, благодаря отсутствию возвратно-поступательный движений поршней. Также роторно-пластинчатый двигатель имел меньшие габариты, при этом объём цилиндров не изменялся.

На фотографии, подлинность которой не определена, хорошо видно как сильно сместилась башня.
На фотографии, подлинность которой не определена, хорошо видно как сильно сместилась башня.

Компактность подобной установки позволяла разместить её поперёк корпуса, высвободив большое количество внутреннего пространства. Благодаря перекомпоновке танка, башня и боевое отделение было смещено назад, а на крыше отделения управления появилось достаточно места для установки одного или двух люков доступа в танк для мехвода и стрелка-радиста. Как следствие, теперь можно было избавится от уязвимости в лобовом листе корпуса, в виде посадочного лючка мехвода, тем самым общая бронезащита танка вырастала. Также появилась убрать топливные баки из боевого отделения в освободившееся пространство перед двигателем.

Фото, якобы, Т-34-Р. К сожалению по фото нельзя понять что это действительно он.
Фото, якобы, Т-34-Р. К сожалению по фото нельзя понять что это действительно он.

Согласно неподтвержденной информации, было построено несколько танков Т-34 с роторно-пластинчатыми двигателями, которые получили индекс Т-34-Р. Во время испытаний из-за недоведенности конструкции силовая установка перегревалась и выходила из строя. К началу Великой Отечественной войны проект был отложен, так как стране требовались уже освоенные в производстве тридцатьчетверки с обычными дизельными двигателями. Во время эвакуации Харьковского завода все документы и наработки по Т-34-Р были уничтожены, а ситуация на фронте делало дальнейшее развитие такого сложного и затратного проекта нецелесообразным.

Положение и габарит роторно-пластинчатого двигателя на схеме Т-34-Р.
Положение и габарит роторно-пластинчатого двигателя на схеме Т-34-Р.

Начнем с того, что при установке такого двигателя поперек корпуса ширины МТО Т-34 явно бы не хватило. А если все же попробовать поставить двигатель поперек, следовало делать раздельные привода, что в свою очередь займет больше места. При этом потеряется выигранное внутренне пространство, что исключит смещение башни и установку посадочных люков над отделением управления. К тому же, известно, что первые двигатели, использующие роторно-пластинчатую схему были доведены до работоспособного состоянию только в 60-х годах. В итоге, вывод можно сделать неоднозначный: либо вся эта тема фальшивка, придуманная очередным любителем альтернативной истории, либо данный проект действительно существовал, но из-за своей высокой технологичности был крайне секретным и не сохранил никаких подробных фотографий и документов.

Понравилась статья? Тогда подписывайся, ставь лайк и пиши комментарии. Ваша активность - лучшая благодарность автору. Также это ускоряет выход новых статей. Спасибо за внимание!

Предыдущая статья.