Найти тему
АРТиШОК

Бескорыстное любопытство у детей (домашняя педагогика)

Оглавление

УЧЕНЬЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ
УЧЕНЬЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ

СПРАВОЧНОЕ БЮРО — игровой приём в домашних условиях

Постскриптум с повествованием Светланы Фриги  о неожиданной блиц-апробации этого приёма в домашних условиях

СПРАВОЧНОЕ БЮРО — описание игрового приёма

Шла трансляция по Интернету одной из консультаций нашего научного руководителя Вячеслава Михайловича Букатова. Он рассказывал о находке, которую привёз из детского садика в Санкт-Петербурге.

Опубликовано: В.М.Букатов «НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ВОСПИТАТЕЛЕЙ по социо-игровым способам проведения занятий» (СПб., 2019, с.189-191)

Моя дочка сидела на кресле рядом с компьютером. И рисовала.
Слушала вполуха, что там рассказывают про каких-то детей. С которыми кто-то и где-то интересно играли.
Совершенно случайно напротив неё на журнальном столике стоял каркас от кукольного театра, со шторками и с лампочкой внутри.
Не знаю, что меня сподвигло, но я по ходу дела устроилась за кукольным театром. Потом раскрыла шторки и сказала, что я – справочное бюро. И могу ответить на любой вопрос. И прочитать всё что угодно. 

Уля оторвалась от своего рисования и вытаращила на меня глаза.
Я ей повторяю: 
– Вы можете подходить к справочному окну и давать мне прочитать всё что угодно, или задавать любые вопросы.
Уля быстро написала на подвернувшемся листике слово «мама» и прибежала с этим листиком ко мне. Я сказала: 
– Здравствуйте, что у вас? 
Уля молча протянула листок.
Я прочитала: 
– МАМА – и вернула листок обратно, добавив – с вас три копейки.
Уля протянула руку и изобразила оплату.

После чего она побежала к креслу, схватила ещё лист и написала три строчки каля-маля.
И быстро побежала обратно к «Окну справок». Но шторки я уже закрыла.
Она стала заглядывать за шторки. Тогда я сказала, что нужно постучаться и поздороваться.
Она постучалась.
Я щелкнула выключателем и раздвинула шторки. За шторками я увидела сияющую физиономию дочки, протягивающей мне «исписанный» лист.
– Здравствуйте! – произнесла я официальным голосом.
На этот раз она ответила «здравствуйте».
– Что у вас? Нужно прочитать?
– Да.
Я беру листик и говорю, что ни одного слова здесь не написано. И возвращаю лист обратно.

Мне так хотелось всё происходящее заснять на камеру, но снимать самой, значит полностью разрушить игровую условность. А муж в это время был очень занят.
К тому же продолжалась прямая трансляция с психолого-педагогическими комментариями по проведению этого приёма в детском садике. Мне нужно было сосредоточится, что бы ничего не упустить. 
Но дочка уже тащила книжку «Человек рассеянный с улицы Бассейной».
Всё повторилось, она постучалась. Я открыла шторки и поздоровавшись, приняла текст к чтению.

Уля внимательно слушала. Но недолго. Ей не терпелось пойти обратно за новым заданием для меня.
Потом, когда мои колени уже совсем затекли, я спросила:
– А ты хочешь попробовать быть в «справочном окне»?
Она даже не представляла, что такое возможно. И очень довольная согласилась.
Залезла целиком в театр. 
Для неё я подключила лампочку и сказала, что когда свет включен, то «справочное бюро» работает.
Она тут же включила свет.

Стучу:
– Здравствуйте, вы «справочное окно»?
– Да.
Я увидела первое попавшее – букварь и взяла его. За мысль, которая у меня промелькнула, что вот я сейчас и повторю пройденные Улей накануне буквы, – мне тут же стало стыдно. Нельзя же так нагло портить детское игровое увлечение своей педагогической корыстью. 
Тогда решила пойти по пути неожиданности. И открыла первую попавшуюся страницу. Там была буква «Ша».
Спрашиваю вы не подскажете мне, какая это буква. Она без труда сказала «Шэ».
Как всё-таки жалко. Ну почему нельзя заодно и поиграть и поучить. Так хочется поучить, раз я знаю как правильно. Еслиб не желание быть верной идеям «ученья без принуждения», я бы отжала из этой ситуации мнимый максимум дидактической пользы.
Но здравомыслее побеждает, помогая побороть в себе остатки педагогической корысти.  

После буквы «Ша» шторки закрылись, выключился свет. Но уже через секунду он вновь включился. 
– Справочное бюро снова готово отвечать на вопросы.
Дальше свет включался и выключался бешеном темпе. Раскрывался и закрывался занавес. Я еле успевала придумывать вопросы. 
Они были самые разные: из чего Луна? где взять машину? зачем нужны коты? и много, много, много ещё.
Потом я схватила кота. И уже кот задал свои вопросы. Про корм, про кошачий туалет.
Кстати, после этого ещё мы обсудили, что входит в понятие уход за животными. И Уля теперь регулярно меняет воду котам и вовремя подливает её. 

А прямая трансляция шла полным ходом, поэтому я поспешила вернуться на связь.
Уля же всё ещё сидела в театре-«справочном бюро». Стараясь привлечь моё внимание и получить какой-нибудь вопрос. Но я уже твердо сказала, что играть мне больше не дают мои взрослые дела. И предложила ей продолжить рисовать…