Найти тему

Инсульт.Восстановление речи. Постановка звуков. Урок 11 - Буква и звук Ы.

Оглавление

Тема: Звук и буква Ы.

Цели:

1.Знакомство со звуком и буквой ы.

2. Отработка навыка чтения и письма слов с буквой ы.

Оборудование:

любая детская книжка с крупным шрифтом, цветные карандаши, пластилин, тетрадь, ручка.

Ход урока:

Внимание! Если дыхание при произношении звуков хорошо налажено, то с этого урока дыхательную гимнастику можно выполнять не на каждом уроке, а через один. Это связано с ростом изучаемого материала и быстрой утомляемостью больного.

I. Артикуляционная гимнастика:

1.Чистим зубки. Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

2.Широкий язык. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить расслабленный широкий язык на нижнюю губу, удержать в таком положении под счёт до 5.

3.Спрячем язычок. Широкий язык с нижней губы внести в рот за нижние зубы. Повторить 3-5 раз.

4.Качели. Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Широкий язык поднять к носу и опустить к подбородку.

5.Весёлый язычок. Почесать кончик языка об верхние резцы, затем об нижние, потом оттянуть язык вглубь рта.

6.Широкий рот. Широко раскрыть губы и расслабить их под счёт 5.

7.Переменные движения. Улыбка – губы округлены - расслаблены под счёт 5.

8.Улыбка. Губы растянуть в улыбке. Затем расслабить на счёт 5

II. Повторение пройденного:

1.Показать положение языка и губ при произношении каждого из звуков:

А М Н О Л С У З Б И П

2.Чтение по таблице слогов c буквами М Н Л Б П З С

Внимание! С этого урока начинает осуществляться постепенный переход от написания слогов к написанию слов. На последующих 10 уроках будет отрабатываться написание слов из трёх букв.

3.Запись слов под диктовку:

Нос зуб мол сон сан сом зоб пол бон лис

Внимание! Читать слова нужно разделяя слияние и звук вне слияния, например: но-с зу-б. Читать нужно достаточно громко, чётко произнося все звуки. Перед написанием следует попросить обучающегося повторить слово. Выглядит это так:

- Чётко читаем слово с разделением на слияние и звук вне слияния.

- Просим обучающегося как можно чётче повторить слово.

- Обучающийся повторяет слово, затем пишет его.

Этот алгоритм письма будет сохраняться на всех ближайших занятиях вплоть до очередной инструкции.

III.Знакомство со звуком ы:

1.Раскрыли рот в широкой улыбке и подули, получили звук и. Постепенно уменьшаем размер улыбки, поднимаем верх заднюю часть языка и дуем – получаем звук ы. Знакомство с буквой ы по прежнему сценарию: найти в любом тексте, нарисовать на листе бумаги. Слепить из пластилина, обвести в тетради по написанному, записать в тетради, чередуя с написание обучающего. У этого звука нет заглавной буквы, так как ни одно русское слово с этой буквы не начинается.

2.Чтение слогов со звуком ы по таблице.

Мы ны лы пы бы сы зы

3.Чтение слов с буквой ы:

Сын мыс сны был мы пыл мыло ныл плыл пазлы.

4.Чтение предложений и ответы на вопросы по ним:

Мама мыла нос сыну. Сом плыл и налим плыл. Папа поплыл за мыс. Мылом мыли лоб.

5. Ответы на вопросы:

- Что делала мама? (ответ односложный – мыла)

- Что мыла мама?

- Кому мама мыла нос?

- Кто плыл?

- Кто ещё плыл?

- Что делали сом и налим?

- Что сделал папа?

- Куда поплыл папа?

- Что мыли?

- Чем мыли лоб?

IV.Итог:

- С какой буквой познакомились?

- Какие ещё гласные буквы запомнили?

Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5dcd0d1079a58f40873a61a6/edit

Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5dce57c934bb0473996301c8/edit

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Инсульт. Восстановление речи. | Дзен

Уважаемые пользователи. Если материал был вам полезен поставьте лайк. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.