Закон №3. Поход по магазинам доставляет вам удовольствие
Эти рождественские каникулы, как и все остальные, не обойдутся без грандиозных распродаж с «выносом дверей», которые после дня Благодарения устраивает большинство супермаркетов. Сотни обезумевших людей столпятся в предрассветные часы не для того, чтобы купить что-нибудь редкое или даже ценное, и уж, конечно, не для того, чтобы накупить гору ненужных вещей. Кайф от самого шопинга — вот ради чего это делается. И магазины, пользуясь нашей слабостью, превращают продажу неходового товара в настоящий экстрим с мощным выбросом адреналина.
Мы привыкли посмеиваться над фанатичными шоперами или женщинами, которые дня не могут прожить без покупки новой пары туфель, но позвольте вас спросить: вы играете в видеоигры? Скажите теперь, разве в вашей коллекции нет таких, в которые вы никогда не играли? Опросы показали, что не менее чем у 10% из вас хранятся игры, которые даже не были распакованы. Существуют даже целые сайты, помогающие геймерам разделаться с горой купленных, но так и не нашедших применения игрушек. Почему? Да потому, что геймеры получают больше удовольствия не от самой игры, а от её покупки.
Оглядите свой дом. Сколько из всех этих DVD-дисков вы действительно смотрели? И зачем вам 19-й сезон Симпсонов? Вы действительно собираетесь сидеть и смотреть все 110 дисков, или вам просто хотелось их купить? Ради самой покупки?
Почему это работает:
Дофамин. Старый, добрый дофамин. Это вещество, которое вырабатывает мозг когда вы влюблены, принимаете психоактивные препараты или едите вкусную еду. Дофамин оказывает влияние на все функции, имеющие отношение к поведению, познанию, движению и другим важным вещам, таким, как способность удерживать слюну во рту и кормить грудью. Не мог не упомянуть кормление грудью.
И что ещё важнее, дофамин – привратник для ваших эмоций, как положительных, так и отрицательных, а значит, он позволяет вам открывать, изучать и добиваться чего-то нового.
Более того, его действие усиливается, когда мы входим в новый магазин, или приезжаем в незнакомый город. Исследования показали — мы чаще делаем дорогие и бессмысленные покупки во время путешествий. И, разумеется, не ради самой этой ненужной и дорогой вещи, а ради дофамина, всё того же могущественного дофамина… известного также, как «единственное, что делает жизнь более-менее сносной»
Однако один способ победить систему всё-таки есть. Дело в том, что нам доставляет удовольствие не сама покупка, а её предвкушение (хотя просто поглазеть на витрины всё равно недостаточно). Остаётся только найти способ получать удовольствие от предвкушения, ничего при этом не покупая.