Найти тему
Сталкер

5 лучших сериалов о дореволюционной России

Оглавление

Преимущество нашего времени перед прежним, советским в том, что сейчас можно взглянуть на дореволюционную нашу родину без всяких идеологических догм и штампов. Чем российские режиссёры и не преминули воспользоваться, в немалой россыпи фильмов передав каждый своё понимание царской России. В том числе, в виде сериалов. Свежий взгляд на прошлое нашей страны всегда интересен. А интересное видение царских времён интересно тем более. Выделю пять самых полноценных, на мой взгляд, многосерийных фильма о России более чем столетней давности.

Пелагия и белый бульдог (режиссёр: Юрий Мороз)

Начнём с лёгкого детективного сериала по произведению Бориса Акунина. Наподобие экранизаций Агаты Кристи, но, конечно, на наш размашистый и не выдержанный манер. Наш манер, в отличие тоже изюмистого и замечательно-портретного, но несколько камерного, строго ограниченного жанром ретро-детектива английского, более колоритен и широк по диапазону стилей и настроений. В "Пелагие", кроме собственно детектива и даже местами триллера и ужасов, вовсю хлещет ирония и юмор. Кроме того проведён целенаправленный экскурс в привлекательный мiр российской глубинки конца 19-го века, путешествие по усадьбам, монастырям и природе средней полосы страны. Места съёмок - старая Москва, Суздаль, Кирилловский и Белозёрский монастыри.

-2

Как детектив фильм не особенно замысловат, как хоррор не очень страшен - весь смак в персонажах, пейзажах, правдоподобном показе дореволюционной России. Радует, что образы священников перестали быть карикатурными и уродливыми, как у левых горьких и красных писателей. Владыка в отличном исполнении Феклистова разумен, мудр, не фанатичен, но внутренний религиозный стержень - какой надо - крепкий. Монашка Пелагия (молодая "миссис Марпл") показана тоже набожной и нравственно безукоризненной, но естественной женщиной, обладающей недюжинной сообразительностью и интуицией. Комичны, но очень симпатичны провинциальные губернатор и прокурор. А местный задолжавшийся дворянин показан даже на уровне доброго шаржа. Тёмных личностей в сериале немного - циничный карьерист-чиновник из Москвы и местный проходимец, попутанный столичным бесом.

-3

Оканье жителей верхней Волги придаёт картине лишнюю изюминку в хорошо замешанном тесте событий.

В лесах и на горах (режиссёр: Александр Холмский)

Сериал из серии нестандартных и качественных. Если давать оценку в двух словах - умный, снятый с хорошим вкусом и, в лучших традициях отечественного кино - заряженный добром, просвеченный любовью к персонажу, каким бы он не был.  То есть, конечно, законы массового сериала соблюдены - хитросплетения судеб и позитивный, можно сказать сказочный конец присутствуют, но чувствуется, что сценарий написан и лента снята людьми много понимающими и в жизни, и в лицах обоего пола и, главное - людей любящих.

-4

И, что особенно важно в данном случае - понимающими в жизни купеческого Поволжья где-то конца 19-го века, ибо об этой интересной, ценной, полностью уничтоженной в 20-30-ых годах 20-го века среде и речь в фильме. Выросшие в советской стране, воспитанные на искусстве, которое навязывали с детства в школе - острокритическом по отношению к "загнивающему царскому режиму" - представляли те же купеческие обиталища по желчным строкам Островского, Салтыкова-Щедрина, Горького и фильмам-экранизациям их же творений... Поэтому, совсем не просто крепко въевшуюся в ум и душу красную точку зрения отбеливать и представлять дело прошлых веков в более объективном, трезвомыслящем, спокойно-некритическом свете.

-5

Трезвомыслие вовсе не означает одевание розовых очков при взгляде на дореволюционную Россию. В данном сериале есть все стороны того существования - и неприглядные в том числе. И коррупция во власти. И крышевание полицией разбойников. И низкие, испорченные нравы купечества показаны. Но что чрезвычайно важно понимать, и что доказывается в фильме - эти самые строгие общественные нравы-то были! И таких сейчас уж нет. А нравы это были очень жёсткие, порой жестокие по отношению к безнравственности. И понятие чести было. Даже среди обычных купцов - выходцев из мужиков и их семей. Искренняя взаимопомощь была. Совестливость...

-6

Отдельные слова хочется сказать о музыке к фильму. Она на редкость утончённа, аристократична. Она не выпячивается, идёт негромким фоном, но её то нежно-пронзительная (тема, еле уловимо напоминающая "Нежность" Пахмутовой), то нежно-насмешливая, то угрожающая тональность как нельзя более убедительно подчёркивает смену настроений этого замечательного кино.

Достоевский (режиссёр: Владимир Хотиненко)

Жизнь Фёдора Михайловича, сыгранного Евгением Мироновым, действительно тянет на драматический сериал. Наш маститый режиссёр Владимир Хотиненко не преминул этим воспользоваться. Трудно сказать, насколько образ созданный Мироновым соответствует великому писателю (и кажется именно в категории величия он не вполне адекватен), но сыграл известный артист впечатляюще, ярко.

-7

Интересно выискивать на экране прообразы героев писателя, хотя, конечно, главный прототип его произведений – он сам, со своей полной крайностей натурой и пропастью чувств. Этими-то бескрайними чувствами и пробираешься во время просмотра.

-8

Забавна линия, часто выходящая за грань, вражды Достоевского и Тургенева – глубокого патриота и не менее глубокого космополита. Патриот, естественно, погрубее и попрямее, космополит – поизящнее и внешне благородней. Так оно в жизни и есть. В том числе и в жизни 19 века, выпуклым фоном отражённая в многосерийном фильме.

Григорий Р. (режиссёр: Андрей Малюков)

Порадовал нестандартный подход к вроде бы стандартной до пошлости исторической теме. Жанр расследования, который применён в этом сравнительно небольшом сериале, позволяет взглянуть на давно превращённого в мировое пугало человека более объективно. С одной стороны, здесь подчёркиваются некие, судя по всему действительно существовавшие сверхъестественные и пророческие способности Распутина, с другой  - сверхъестественные наговоры на жизнь "Гришки" объясняются слухами и ненавистью прогрессивной общественности. Даже учитывая реальные многочисленные странности, дикости и определённое юродство этого сверх харизматичного человека. Заключительный вывод следователя Временного правительства, занимавшегося расследованием жизни и деятельности жупела русской истории оказался следующий: "Распутин всего лишь русский человек. В каждом из нас есть такой Распутин".

-9

Радует также нетрадиционный, не либерально-большевистский взгляд на "загнивающий царский режим". Позиция даже таких талантливых режиссёров, как Элем Климов (признавая очень высокий художественный уровень его фильма про Распутина) нынче явно пребывает в агонии.

-10

И, ох, ндравятся, ндравятся мне наши нонешние архтисты. И ликом любы, и игрой зело борзы.

Вольная грамота (режиссёр: Дмитрий Черкасов)

В сериале "Вольная грамота" идёт речь о внутренней свободе человека или её отсутствии, хоть дворянина, хоть крепостного. Свободе, которая практически не имеет никакого отношения к свободе внешней - правам человека, демократии и т. п.

-11

Эта многосерийка хорошо успокаивает душу. Она, с одной стороны проста, с другой - в ней можно найти много психологических тонкостей и услышать немало мудростей. А от священнослужителя и настоятельницы монастыря таких мудрёностей, что приходится напрягать ум, чтобы дойти до сути сказанного.

-12

По сюжету, антуражу, городским декорациям и особенно своей типажностью напоминает романы Диккенса. Но в отличие от великого английского классика, здесь всё сложней в характерах и глубже в идеях. Главная же идея проходит через все серии и озвучивается в самом конце: свободным можно стать, только если свободна душа, и никакие вольные грамоты не помогут.

-13

Много интересного. Особенно увлекает следить за развитием очень ярких и очень разных характеров - кухарок, слуг, крестьян, служителей культа, военных, врача, сыщиков, жандармов, куртизанок, бандитов, разномастной аристократии... Многие сериалы, даже весьма неплохие, вскоре забываются, этот - точно запомнится своей яркостью. В том числе костюмной.

Смотрите наше кино! Читайте о нём и на моём канале.