. .
Несомненно , одними из древнейших культовых предметов , предположительно носившими религиозный смысл , мы можем назвать, доисторические статуэтки женщин которые ученые назвали обобщающим понятием " палеолитические Венеры". В западной Европе большинство находок относят к граветтской культуре, датирующейся 28—21 тысячелетиями до нашей эры. Однако, учеными были сделаны и более древние находки относящиеся к более ранней ориньякской культуре 33—19 тысячелетие до нашей эры. К таким древнейшим произведениям искусства относится Венера из Холе-Фельс, обнаруженная в одноименной пещере недалеко от немецкого города Шельклинген. Эта статуэтка древнейшая из всех палеолитических Венер, ее возраст определяют в промежутке между 35 и 40 тысячами лет. Венера Швабская, как еще называют эту статуэтку , выполнена из бивня шерстистого мамонта и представляет собой фигуру полной , возможно беременной женщины с огромными грудями и ярким акцентом на органах деторождения. Статуэтка сохранилась не в полном объёме, некоторые фрагменты были утеряны, но археологам удалось выяснить, что фигурка использовалась как кулон. В наше время известно более ста " палеолитических Венер" выполненных из различных материалов. Древние люди использовали для поделок мягкий камень, кости различных животных, бивни мамонтов, некоторые вылеплены из глины с применением обжига. Размер таких произведений древнего искусства варьируется от 4 до 25 сантиметров. Одной из первых найденных " палеолитических Венер " стала Венера Брассемпуйская, или "Дама с капюшоном" . Её обнаружили возле французского поселка Брассемпуи в 1928 году. От статуэтки остался лишь фрагмент , изображающий лицо женщины. Это изображение считается одним из самых ранних реалистичных изображений человеческого лица в целом. В 1908 году в долине реки Дунай была найдена ещё одна знаменитая статуэтка под названием Венера Виллендорфская. Изваяние высотой 11 сантиметров из оолитового известняка. Этот материал не встречается в данной области, что говорит о миграции древних людей или же о постоянных контактах между разными , племенами. Статуэтка подкрашена красной охрой и датируется примерно 24 - 22 тысячелетием до нашей эры. Венера Виллендорфская так же имеет гипертрофированные женские формы. Виден четко выраженный пупок, половые органы и большие груди, на которых сложены руки.
Древнейшей керамической статуэткой , известной науке, является Вестоницкая Венера , найденная в Моравии (Чехия) в 1925 году. Её возраст датируется 29 - 25 тысячелетием до нашей эры. Примечательно, что при томографическом исследовании статуэтки, на ней был найден отпечаток детской руки сделанный перед обжигом. На территории современной России так же были сделаны находки статуэток палеолитических венер. Например под Воронежем, недалеко от села Костенки было найдено несколько женских фигурок выполненных в знакомой нам манере– с гипертрофированными органами деторождения и едва намеченным лицом . Ученые считают что Венерам из Костенок 22 - 23 тысячи лет, то есть их можно отнести к 20 тысячелетию до нашей эры. На Мезинской стоянке , в числе других находок , были обнаружены два браслета , сделанных из бивня мамонта. Особенностью этих украшений является то , что на них изображен лунный календарь связанный с женскими циклами и временем беременности. Первый браслет состоял из пяти пластин , некогда прилегавших друг к другу. На браслете четко видны насечки из четырнадцати линий , что соответствует половине лунного месяца. В общем , на пяти пластинах браслета , было высечено число линий равное удвоенному числу дней и ночей в десяти лунных месяцах , что соответствует длительности женской беременности. На втором браслете , отличного от первого по орнаменту , так же просматриваются 564 насечки, сделанные в виде линий, что , опять таки соответствует сроку женской беременности согласно лунному календарю. Данные находки говорят о том , что уже 18 тысяч лет назад наши предки имели представление о циклах Луны и соотносили её с женской сакральности.
Культурное значение « Палеолитических Венер» , возможно, никогда не станет известным, как и в случае с другими артефактами столь древней эпохи, ученые оперируют лишь малым количеством фактов в попытках интерпретировать их значение. Археологи предполагают , что "палеолитические Венеры" могли быть талисманами и оберегами, символизирующими идею плодовитости и способности женщины к продолжению жизни. В захоронениях такие фигурки встречаются редко, чаще всего их находят на местах стоянок древних людей. Мария Гимбутас писала по этому поводу : « Судя по несметному количеству изображений, доставшихся нам от доисторической Евразии , источником древнейших религиозных переживаний было великое таинство женской животворящей силы созидания. Велика богиня-Мать, из священного мрака утробы которой исходят все творения , была метафорой самой Природы , вселенского источника жизни, смерти и возрождения.» Исследовательница пришла к выводу, что по мнению древних людей , Вселенная была телом Богини-матери , внутри которого происходили вечные циклы жизни , смерти и последующего возрождения.
«Палеолитическая Венера» —дама с широкими бедрами и огромными грудями, это ещё не Богиня мать великих земледельческих цивилизаций, но её изначальный прообраз. Нам важно уяснить для себя тот факт, что женская сакральность имела важное значение уже для людей палеолита и в дальнейшем резвившись, заняла господствующее положение в мире земледельцев. Важной особенностью статуэток , является отсутствие четко прорисованной лица. А. Л. Баркова считает , что такая особенность «Венер» , говорит об убивающем взгляде богини. Люди палеолита , не только почитали богиня-Мать , но и боялись её , изображение лица богини строго табуировалось, дабы не навлечь неисчислимые беды и смерть. Пережитки таких представлений сохранились в образе греческой Медузы Горгоны , убивающей взглядом , с головой обрамленной клубком шипящих и брызжущих ядом, змей. Образ Богини-Матери не носил моральной окраски , она была дарительницей жизни с одной стороны и страшным существом, уничтожающим все живое, с другой.
Уже в наше время у северных народов , живущих охотой и не знающих земледелия , сохранились предания о великой матери Лосихе давшей жизнь всем людям и животным . В этих преданиях четко сформулирована идея главенства женского начала единолично порождающего жизнь. Можно еще отметить похожие представления древних египтян, где небесная корова Нут порождает всю обозримую вселенную.