Найти в Дзене

Протест против жирных хозяев.

Предметом лирики у поэтов досоциалистического общества могла быть и была в действительности (как об этом свидетель ствует, например, история русской классической поэзии) не только частная жизнь человека.

https://www.pinterest.com/pin/602567625128304256/
https://www.pinterest.com/pin/602567625128304256/

"Усилия великих поэтов прошлого, прекрасно понимавших, что все подлинно человеческое находится «в прямом противоречии с тою общественной средою, в которой они живут» (Белинский), были направлены на революционное преодоление этого противоречия, на претворение общего «в кровное достояние субъекта» (Белинский).


Маяковский пришел в литературу в годы, когда «на свет выплыли символисты, имажинисты, декаденты всех мастей, обрекавшиеся от народа, провозгласившие тезис «искусство ради искусства», проповедовавшие безыдейность в литературе, прикрывавшие свое идейное и моральное растление погоней за красивой формой без содержания» (Жданов).

Заявив себя поэтом «без’языкой улицы», дореволюционный Маяковский решительно выступил против сереньких, чирикающих перепелами поэтов — декадентов, обеспокоенных «мыслью одной — «изящно пляшу ли».

Его резкий протест против существовавших порядков жизни и жирных ее хозяев опирался на недовольство трудового народа этими порядками, на революционное движение масс, готовивших себя к победному штурму капитализма, и являлся продолжением все той же борьбы за претворение общего «в кровное достояние субъекта» в новых исторических условиях.

https://www.pinterest.com/pin/602567625128303932/
https://www.pinterest.com/pin/602567625128303932/


Однако, отсутствие у Маяковского этих лет не посредственных связей с революционным рабочим движением и практического участия в нем помешало ему стать еще тогда законченным пролетарским поэтом.

Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила позорный эксплуататорский строй жизни, сняла вековое противоречие между личностью и обществом, возвратила человека «к своему человеческому, т. е. общественному бытию» (Маркс), приобщила Маяковского к передовым революционным силам эпохи, помогла ему сбросить с плеч бунтарско-жертвеннические лохмотья мелкобуржуазной идеологии и вырасти в пер вого талантливейшего поэта коммунизма.

Новая социалистическая действительность, новый советским человек — преобразователь мира, коммунистическое решение проблемы личного и общественного определили содержание и сущность лирики послеоктябрьского Маяковского, проповедовавшего любовь уже не «враждебным словом отрицанья» (Некрасов), а горячим словом утверждения.

https://www.pinterest.com/pin/602567625128304037/
https://www.pinterest.com/pin/602567625128304037/


Глубокое понимание и острое ощущение им новизны социалистического общества, мыслей и чувств свободного советского человека, обретшего свое счастье, смысл и цель жизни в единении с коллективом, позволили поэту заложить основы качественно иной по сравнению со всей предыдущей лирикой осно вы лирики социалистической.

Переживания, изолированные от внешних обстоятельств жизни человека, оказались чуждыми и враждебными лирике Маяковского потому, что переживания самого поэта вызывались волнующими советский народ событиями жизни страны, т. е. общим, ставшим, наконец, «кровным достоянием субъекта», факторами объективной, социалистической действительности, вбираемой лирическим «я» поэта революции в орбиту своего бытия.

Идейно-художественное новаторство Маяковского-лирика и заключается прежде всего в том, что он с предельной возможностью расширил узкие рамки лирических переживаний человека, сблизил поэзию с жизнью, обогатил личность ее непосредственными связями с действительностью, ее активными действиями, направленными на переделку мира.

Маяковский отдавал себе полный отчет в том, что своим идейно-художественным новаторством в области поэзии он обязан Октябрьской революции, в корне изменившей строй жизни нашего народа, его организатору и вдохновителю — коммунистической партии большевиков, вооружившей поэта самым передовым марксистско-ленинским мировоззрением и тем самым научившей его правильно видеть и понимать жизнь.

Большевистская партийность, означающая беззаветную пре данность и бескорыстное служение великим идеям марксизма- ленинизма и политике большевистской партии, претворяющей эти великие идеи в жизнь, и была основным творческим прин ципом послеоктябрьского Маяковского.

Партийная определенность творческих позиций послеоктябрьского Маяковского — поэтического проводника «ленин ских дел и ленинских книг» — не могла примирить поэта с креп ко укоренившимися в поэзии традициями старой индивидуалистической лирики.
Его борьба за новую поэзию социализма но сила характер острой и принципиальной литературно- политической борьбы с реакционно-идеалистическими основами поэзии «барских садоводств», поэзии «проплеванных эстетов», солидаризирующихся «с иностранными беленькими».

Начало.

Предыдущая.

Продолжение.