Теория мотивации и гигиены также известна как теория двух факторов Герцберга. Главной концепцией этой теории считается различие между мотивационными и гигиеническимии факторами.
- гигиена связана с "необходимостью избегать неприятностей",
- мотивация приводит к удовлетворенности работой из-за "потребности человека в саморазвитии и самореализации".
История возникновения теории.
В 1959 году Герцберг, Мауснер и Снайдерман опубликовали двухфакторную модель мотивации труда и разработали теорию гигиены мотивации, на которую повлияла иерархия потребностей Маслоу. Первоначально Герцберг и его коллеги выдвинули гипотезу, что удовлетворенность и неудовлетворенность зависят от двух групп факторов. Поэтому удовлетворенность и недовольство не могут быть надежно оценены на одном континууме.
Исследования удовлетворенности работой проводились для определения того, какие факторы в рабочей среде сотрудника влияют на его восприятие. После двух пилотных исследований, в которых участвовали 13 канцелярских работников, мастеров, технологов и бухгалтеров, а во втором - 39 менеджеров среднего звена, его теория получила дальнейшее развитие. Впоследствии Герцберг изучил более 203 бухгалтеров и инженеров, работающих на девяти заводах в Питтсбургской области Соединенных Штатов, чтобы определить, какие факторы влияют на рабочего и вызывают удовлетворение или недовольство.
Основная гипотеза теории Герцберга состояла в том, что одни факторы приводят к позитивному отношению к труду, а другие - к негативному отношению. Первоначальная гипотеза исследования Герцберга была переформулирована, а затем изменена на двухфакторную теорию.
Факторы мотивации.
Слово "мотивация" происходит от латинского слова "движущая сила" или "двигаться". Мотивация определяется как как дать человеку что-то, чтобы он что-то сделал (Ruthankoon & Ogunlana, 2003, p. 333).
В двухфакторной теории мотивация считается переменной, наиболее тесно связанной с удовлетворенностью работой.
- Продвижение по службе. Продвижение по службе определяется как позитивный статус или положение работника. Негативный или нейтральный статус имеет отсутствие продвижения по службе или понижение в должности.
- Сама работа. Фактическое содержание должностных задач и заданий положительно или отрицательно сказывается на работниках. Слишком легкая или сложная работа, интересная или скучная, может повлиять на удовлетворенность или неудовлетворенность сотрудников.
- Возможность для роста. Это реальные возможности для человека испытать личностный рост и получить продвижение на рабочем месте. Они способствуют профессиональному росту, повышают шансы овладеть новыми навыками, пройти обучение новым технологиям и получить новые профессиональные знания.
- Ответственность. Этот фактор включает в себя как ответственность, так и полномочия в отношении работы. Разрыв между ответственностью и властью отрицательно сказывается на удовлетворенности.
- Признание. Позитивное признание имеет место, когда сотрудники получают похвалу или вознаграждение за достижение конкретных целей, или когда они производят высококачественную работу. В то время как отрицательное признание включает в себя критику и вину за проделанную работу.
- Достижения. Позитивным достижением является достижение определенного успеха, например, своевременное выполнение сложной задачи, решение проблем или получение положительных результатов работы. Негативные достижения включают в себя неспособность добиться прогресса или несоответствующее принятие решений на работе.
Гигиенические факторы.
Гигиенические факторы - это переменные, коррелирующие со снижением уровня неудовлетворенности сотрудника. Гигиена связана с условиями, которые окружают "выполнение" работы или рабочее место. Если гигиена присутствует, то приводит к предотвращению недовольства работой.
- Межличностные отношения. Эти отношения ограничиваются личными и рабочими отношениями между работником и начальством, подчиненными и сверстниками. Это включает в себя взаимодействие на рабочем месте и общественные дискуссии в трудовой среде и во время перерывов.
- Зарплата. Это включает в себя все формы компенсации на рабочем месте, такие как повышение или понижение заработной платы, или невыполненные ожидания оплаты.
- Политика и администрация компании. Это включает в себя описание адекватной или неадекватной организации компании и руководящих принципов управления. Речь идет о хорошей или плохой организационной политики, которая влияет на сотрудника. Например, отсутствие делегирования полномочий или плохая коммуникация.
- Надзор. Надзор связан с компетенцией или некомпетентностью, а также справедливостью или несправедливостью руководителя. Это включает в себя готовность руководителя делегировать полномочия или делиться знаниями, быть справедливым и обладать профессиональными навыками. Низкий уровень руководства или управления может снизить уровень удовлетворенности работой на рабочем месте.
- Условия труда. Эти факторы включают в себя физическое окружение работы, а также наличие хороших или плохих условий. Условия труда могут включать объем работы, пространство, вентиляцию, инструменты, температуру и безопасность.
Двухфакторная теория Герцберга, также известная как теория мотивации и гигиены, считается одной из важных теорий, связанных с удовлетворенностью работой и часто используется в исследованиях отношения к работе сотрудников. При этом мотивационные факторы имеют большее влияние и могут привести к удовлетворенности работой.