Найти тему
Моё право

Теория удовлетворенности работой.

Оглавление
https://pin.it/dhvlhu5qnermvu
https://pin.it/dhvlhu5qnermvu

Теория мотивации и гигиены также известна как теория двух факторов Герцберга. Главной концепцией этой теории считается различие между мотивационными и гигиеническимии факторами.

  • гигиена связана с "необходимостью избегать неприятностей",
  • мотивация приводит к удовлетворенности работой из-за "потребности человека в саморазвитии и самореализации".

История возникновения теории.

В 1959 году Герцберг, Мауснер и Снайдерман опубликовали двухфакторную модель мотивации труда и разработали теорию гигиены мотивации, на которую повлияла иерархия потребностей Маслоу. Первоначально Герцберг и его коллеги выдвинули гипотезу, что удовлетворенность и неудовлетворенность зависят от двух групп факторов. Поэтому удовлетворенность и недовольство не могут быть надежно оценены на одном континууме.

Исследования удовлетворенности работой проводились для определения того, какие факторы в рабочей среде сотрудника влияют на его восприятие. После двух пилотных исследований, в которых участвовали 13 канцелярских работников, мастеров, технологов и бухгалтеров, а во втором - 39 менеджеров среднего звена, его теория получила дальнейшее развитие. Впоследствии Герцберг изучил более 203 бухгалтеров и инженеров, работающих на девяти заводах в Питтсбургской области Соединенных Штатов, чтобы определить, какие факторы влияют на рабочего и вызывают удовлетворение или недовольство. 

Основная гипотеза теории Герцберга состояла в том, что одни факторы приводят к позитивному отношению к труду, а другие - к негативному отношению. Первоначальная гипотеза исследования Герцберга была переформулирована, а затем изменена на двухфакторную теорию.

Факторы мотивации.

Слово "мотивация" происходит от латинского слова "движущая сила" или "двигаться". Мотивация определяется как как дать человеку что-то, чтобы он что-то сделал (Ruthankoon & Ogunlana, 2003, p. 333). 

В двухфакторной теории мотивация считается переменной, наиболее тесно связанной с удовлетворенностью работой.

https://pin.it/h2bgukx6euwbnf
https://pin.it/h2bgukx6euwbnf

  1. Продвижение по службе. Продвижение по службе определяется как позитивный статус или положение работника. Негативный или нейтральный статус имеет отсутствие продвижения по службе или понижение в должности. 
  2. Сама работа. Фактическое содержание должностных задач и заданий положительно или отрицательно сказывается на работниках. Слишком легкая или сложная работа, интересная или скучная, может повлиять на удовлетворенность или неудовлетворенность сотрудников. 
  3. Возможность для роста. Это реальные возможности для человека испытать личностный рост и получить продвижение на рабочем месте. Они способствуют профессиональному росту, повышают шансы овладеть новыми навыками, пройти обучение новым технологиям и получить новые профессиональные знания.
  4. Ответственность. Этот фактор включает в себя как ответственность, так и полномочия в отношении работы. Разрыв между ответственностью и властью отрицательно сказывается на удовлетворенности. 
  5. Признание. Позитивное признание имеет место, когда сотрудники получают похвалу или вознаграждение за достижение конкретных целей, или когда они производят высококачественную работу. В то время как отрицательное признание включает в себя критику и вину за проделанную работу. 
  6. Достижения. Позитивным достижением является достижение определенного успеха, например, своевременное выполнение сложной задачи, решение проблем или получение положительных результатов работы. Негативные достижения включают в себя неспособность добиться прогресса или несоответствующее принятие решений на работе. 

Гигиенические факторы.

Гигиенические факторы - это переменные, коррелирующие со снижением уровня неудовлетворенности сотрудника. Гигиена связана с условиями, которые окружают "выполнение" работы или рабочее место. Если гигиена присутствует, то приводит к предотвращению недовольства работой. 

https://pin.it/wc6cpo7hwpqfo7
https://pin.it/wc6cpo7hwpqfo7

  1. Межличностные отношения. Эти отношения ограничиваются личными и рабочими отношениями между работником и начальством, подчиненными и сверстниками. Это включает в себя взаимодействие на рабочем месте и общественные дискуссии в трудовой среде и во время перерывов. 
  2. Зарплата. Это включает в себя все формы компенсации на рабочем месте, такие как повышение или понижение заработной платы, или невыполненные ожидания оплаты. 
  3. Политика и администрация компании. Это включает в себя описание адекватной или неадекватной организации компании и руководящих принципов управления. Речь идет о хорошей или плохой организационной политики, которая влияет на сотрудника. Например, отсутствие делегирования полномочий или плохая коммуникация. 
  4. Надзор. Надзор связан с компетенцией или некомпетентностью, а также справедливостью или несправедливостью руководителя. Это включает в себя готовность руководителя делегировать полномочия или делиться знаниями, быть справедливым и обладать профессиональными навыками. Низкий уровень руководства или управления может снизить уровень удовлетворенности работой на рабочем месте. 
  5. Условия труда. Эти факторы включают в себя физическое окружение работы, а также наличие хороших или плохих условий. Условия труда могут включать объем работы, пространство, вентиляцию, инструменты, температуру и безопасность.

Двухфакторная теория Герцберга, также известная как теория мотивации и гигиены, считается одной из важных теорий, связанных с удовлетворенностью работой и часто используется в исследованиях отношения к работе сотрудников. При этом мотивационные факторы имеют большее влияние и могут привести к удовлетворенности работой.