Резкие, политически-заостренные выступления Маяковского против классиков и были одной из форм его борьбы с вечными продолжателями, мертвецами, пришедшими в мир с готовым наследием.
В борьбе с мертвецами, хватающими живых, Маяковский, ненавидящий «всяческую мертвячину», не только дискредитировал и разбивал эпигонскую поэтику «ретивых защитников старья», но и, творчески осваивая старую поэтику классиков, создавал новую — поэтику социалистической литературы. Оп первым из наших советских поэтов почувствовал, осознал и реализовал требование изменившейся в нашей стране действительности — найти новые формы и средства поэтического выражения ее содержания.
Одной из боевых задач своих журналов — «Леф» (1923— 1925) и «Новый Леф» (1927—1928) Маяковский считал именно эту борьбу с «индивидуалистическим кривляньем» писателей, в том числе и тех, которые примыкали к левому фронту искусства.
Подобно пролеткультовцам, «личные вы думки» которых еще в 1919 году были охарактеризованы Лениным, как «самое нелепейшее кривляние», как «нечто сверх-естественное и несуразное», некоторые поэты левого фронта пы тались создавать пролетарскую поэзию в кабинете,
искусственным путем, путем формалистического новаторства, граничащего с заумью. Это «отсутствие общего, спрессованного журналом голоса», превращение журнала в «эстетическое предприятие», т. е- расхождения Маяковского с «теоретиками», и писателями-формалистами журнала по коренным вопросам литературной политики и заставляли его отбрасывать от себя «одряхлевшие лохмотья Лефа» .
Поэтическое новаторство Маяковского имело смысл, потому что оно совпадало с прогрессом и было шагом вперед по пути обновления, углубления и расширения возможностей художественного познания мира.
В своих воспоминаниях о Горьком Дм. Семеновский пишет о том, что к одному из дореволюционных его стихов «о величественной поступи пролетарских батальонов» Горький сделал следующую приписку: «Следовало дать больше глухих тяжелых слов». Такие глухие и тяжелые слова революции, которые хотел видеть в стихах Горький, получили полные пра ва гражданства в послеоктябрьской поэзии Маяковского, еще в 1918 г. прямо заявившего себя сторонником «антиэстетических» шипящих и свистящих звуков:
Громоздите за звуком звук вы
и вперед, поя и свища. Есть еще хорошие буквы: Эр, Ша, Ща.
Борясь за «весомое, грубое, зримое» слово, Маяковский отвергал «расслабленный интеллигентский язычишко» поэтов, живущих «с словцом любым. Их «разглагольствования лирического порядка» на темы сентиментальной любовишки и гармоничного пейзажа, бесцветные и выхолощенные слова их эпигонской поэзии Маяковский называл «прожитым днем нашей литературы».
Словотворчество Маяковского никогда не являлось самоцелью его поэтической работы.
Неологизмы делались им с учетом тенденции развития язы ка народа, с учетом «своего корня» и «своего глагола».
Другим крупнейшим новаторством Маяковского в области поэтики явилась реформа стиха.
Строгая ритмическая размеренность классической поэзии была уже частично поколеблена дольниками символистов. Но антиреалистическая направленность этого литературного те¬чения не позволила поэтическим представителям довести реформу до логического конца.
Демократический стих дореволюционного Маяковского, высвободив слово из плена стихотворной строки как ритмической единицы, положил начало новой системе стихосложения.
Но завершить, усовершенствовать и узаконить тонический стих помогла поэту Октябрьская социалистическая революция, выбросившая, как мы уже говорили, на улицы «корявый говор миллионов».
Послеоктябрьского Маяковского не могла удовлетворить старая форма силлабо-тонического стиха потому, что «революция дала слышимое слово, слышимую поэзию», потому что «счастье небольшого кружка слушавших Пушкина сегодня привалило всему миру» .
Верный «свободному творчеству» Некрасов, как мы уже отмечали, считал, что «гладкость и правильность стиха не состав ляют уже в наше время ни малейшего достоинства...» Поэты декаданса, утверждавшие, что «все в жизни лишь средство для ярко певучих стихов», шли по пути отдаления поэзии от жизни, по пути сближения поэзии с музыкой, уводящей в иные ми ры «торжествующих созвучий».
Принципы тонического стихосложения Маяковского, осно ванные на решительной демократизации поэтического слова, были заявкой на полнейшее сближение поэзии с революционной действительностью, заявкой, блестяще реализованной твор ческой практикой поэта..
Маяковский справедливо считал обычную пунктуацию бедной и маловыразительной по сравнению с богатством оттенков человеческих эмоций. Подчиняя ее «основной энергии стиха» — ритму, он усилил значение и выразительность поэтического слова путем его обособления, что и подсказало ему лесничнообразное расположение слов стихотворной строчки.
В борьбе с мертвецами, хватающими живых, Маяковский, ненавидящий «всяческую мертвячину», не только дискредитировал и разбивал эпигонскую поэтику «ретивых защитников старья», но и, творчески осваивая старую поэтику классиков, создавал новую — поэтику социалистической литературы. Оп первым из наших советских поэтов почувствовал, осознал и реализовал требование изменившейся в нашей стране действительности — найти новые формы и средства поэтического выражения ее содержания.