Здравствуйте. Недавно я писал цикл статей о славянских вождях раннего средневековья, ещё до образования государств у славян. Тогда я жалел, что не мог найти материалы по Хацону и Первуду. Вот, нашёл, но не буду возобновлять прерванный цикл, продолжу рассказывать про оборону Фессалоник от аваров и славян, и чудеса святого Димитрия.
Сам Димитрий был казнён в начале lV века, но в начале Vll века по молитвам солунцев спускался с небес, чтобы подсобить землякам. Итак, читайте продолжение истории.
"После нападения полчища славян, или Хацона, о чём уже было сказано,и после легкого и праведного истребления, которое было им от мученика, так что наконец война с нами стала для них позорной, они потерпели немалый ущерб от того, что их пленные, бежавшие в наш богоспасаемый город, были освобождены проводником и спасителем их инашим заступником Димитрием. Итак, потому у них вызвало гнев [случившееся], что они не только лишились рабов, но [и потому, что], бежав к местным [жителям] , те прихватили часть награбленной ими добычи. И вот славяне стали размышлять о великом горе, и собрав множество даров, послали апокрисиариев (послов) хагану аваров с обещанием дать еще больше денег, сверх того, что они предполагают в будущем захватить, как они уверяли, внашем городе, если [хаган] для этой [цели] окажет им помощь в войне (речь идёт о славянах, неподвластых аварам). Они обещали ему легкий захват города, говоря, что он будет взят ими не только потому, что он был окружен ими, но и потому, что все города, зависимые от него, и области они сделали безлюдными, он же один, как сказано, находился в их окружении и принимал всех беженцев из дунайских областей, Паннонии, Дакии, Дардании (авары разоряли северные области Иллирика, вплоть до Македонии,славяне дошли до Пелопонеса),и остальных провинций и городов, и в нем они укреплялись. "
Хаган согласился выполнить их просьбу, собрал подвластных ему славян, булгар (имеются в виду булгары, подвластные аварам, живущие в Подунавье) и других народов, в огромное войско, и через два года после первого нападения выступил против Фессалоник. Со всех сторон к городу двинулась одетая в железо конница и пешие полки, несущие боевые машины, предназначенные для захвата города. Земледельцы, бывшие в это время в поле, были убиты, или взяты в плен. Жители Наисса и Сердикки, испытавшие осаду у своих стен, и бежавшие оттуда, говорили с плачем: "Убежав оттуда, мы пришли, чтобы погибнуть с вами, ведь один их камень пробьёт стену"
Епископ Иоанн увещевал граждан не лениться, вооружаться всем необходимым, не унывать, уповать на Бога и святого мученика Димитрия.
"Такими [словами] и подобным образом преподобный отец внушал смелость жителям города через увещевания и уверения, находясь вместе с ними на стене, в то время как они готовились к отпору. Через несколько дней сам хаган аваров вместе с остальным полчищем, то есть с булгарами и всеми упомянутыми народами, охватил, подобно снежному вихрю, стену этого города, хранимого святым, по всей суше. Когда он окружил весь город, можно было видеть повсюду только головы, и земля не выдерживала тяжести их наступления, а воды из водоводов, ближайших рек или колодцев не хватало для удовлетворения их и их бессловесных животных. "
Жители города увидели множество варваров, одетых в железо, поставленные всюду камнемёты, превосходяшие высотой зубцы стен. Враги готовили "черепах" из плетёнок и кож, другие, у ворот, "баранов", из огромных стволов и хорошо вращающихся колёс, третьи— огромные деревянные башни, превосходящие по высоте стены на вершине которых сидели сильные вооружённые парни, другие везли лестницы на колёсах, кто-то нёс воспламеняющиеся вещества.
"Так что от увиденного город был охвачен безмерным горем, [и горожане] говорили: «Если Бог и спас город от предыдущих осад, все же не верим, что спасет от этой, ибо никогда никто не видел, чтобы такое множество варваров нападало на город». Такое и многое другое [говорили] в особенности неопытные в военном деле... "
После молитвы Господу Богу и святому Димитрию, епископ Иоанн ободрял горожан подняться за отечество, веру, святые храмы и выступить против варваров.
" И вот когда началась осада и камнеметы стали отовсюду бросать не камни, а горы и холмы, тогда один из горожан, находившийся в камнемете , вдохновленный Богом, написал на небольшом камне имя святого Димитрия и бросил его, воскликнув: «Во имя Бога и святого Димитрия!» Как только камень был пущен, одновременно извне от варваров навстречу был брошен другой, превосходящий его более чем в три раза. Он встретился с первым и был повернут назад, и оба они упали в углубление камнемета варваров и убили бывших там вместе с манганарием (человек, строящий и обслуживающий эти машины).После такого чуда, когда наступил уже полдень, внезапно случилось сильное землетрясение, так что весь народ уверился, благодаря смятению, [случившемуся] из-за землетрясения, в явленной от Бога милости городу, а варвары снаружи были устрашены, горожане исполнились еще большего мужества против врагов, хотя некоторые малодушные оставались в бездействии, поскольку ни с какой стороны не ждали себе помощи. "
И тогда Спаситель по молитве защитников города и святого Димитрия совершил чудо: каждый день, пока длилось нападение варваров, неведомо откуда приплывало множество кораблей везущих хлеб и другие припасы, так, что вся гавань наполнилась этими кораблями.
"Моряки на них, опытные в управлении камнеметами, использовали и другие приготовленные орудия. Варвары же говорили, что жители города посылали корабли ночью с тем, чтобы днем казалось, что они приходят [извне]. А капитаны говорили, провозглашая божественное чудо, что они были направлены сюда неким неизвестным чиновником, в котором признали спасителя отечества Димитрия, поэтому ветры были благоприятны для плавания. "
По словам сочинителя, император Ираклий не знал о напасти, случившейся с Фессалониками, совершенно случайно он послал с инспекцией чиновника по имени Хариан, который, помолившись в храме, залез на стену к остальным.
Тогда боевые машины, приготовленные противником, были наконец посрамлены: [они] или остались неиспользованными по причине принятых против них мер, или оказались непригодными содействием мученика, как было ясно всякому. Когда же они, взяв деревянную башню, которую считали самой страшной и надежной, и вооружившись, попытались приблизить ее к стене, по Божию промыслу при ее движении само собой сломалось в ней то, что управляло сооружением, и воины внутри нее погибли. А когда другие с черепахами приблизились к стене, сверху со стен их (т.е. «черепах») поднимали с помощью палок, имевших острие в виде лемеха, которые спускали сверху и вонзали, так что те, кто был внутри, оказывались незащищенными и становились уязвимыми для стрел воинов со стены. Поэтому, поначалу устрашенные, горожане смотрели с удовольствием и смехом на защитные средства противников.
Когда варвары поняли, что их нападение безуспешно, они предложили отпустить их хотя бы с дарами, получив отказ, они снова взялись за оружие.
Хаган, пылая гневом на горожан, обещал сжечь предместья города дотла вместе с жителями.
Горожане, посовещавшись, решили дать некоторые дары, необходимые для достижения мира. Варвары после заключения перемирия наконец-то ушли в места своего обитания.
"После заключения мира они безбоязненно подходили к стене и отдавали взятых ими пленных, продавая недорого их и различные вещи для обмена. Они заявляли, что город был спасен Богом и что во время землетрясения произошло чудо со стенами, и то, что против явления [святого] действие их орудия и машины оказались бесполезными и негодными, хотя раньше они были испытаны ими различными способами, казались им полезными и необходимыми, во время же нападения на город оказались негодными и бесполезными, по заступничеству явившихся им святых... "
Друзья, я очень рад, если вам понравилась эта история, если не трудно, поставьте лайк, пожалуйста, и подписывайтесь на канал. Удачи вам!