Ели понравится статья, не забывайте подписываться на "Фан-группу Владимира Высоцкого" по ссылке:
РУБРИКА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ВЫСОЦКИЙ»
Сегодня мой материал будет посвящён незаурядному спору, который продолжается уже много лет. Общепринято считать последними стихами, написанными Высоцким, незадолго до смерти «И снизу лёд, и сверху, - маюсь между…», адресованными, в первую очередь, Марине Влади. Однако сразу же после безвременного ухода поэта появились слухи о том, что, дескать, было ещё более позднее произведение под названием «Последний приют», написанное и вовсе за 2 дня до смерти, 23 июля 1980 года. Перед разбором для начала хочу привести его текст:
Спасибо друг, что посетил
Последний мой приют.
Постой один среди могил,
Почувствуй бег минут.
Ты помнишь, как я петь любил,
Так распирало грудь,
Теперь ни голоса, ни сил,
Чтоб губы разомкнуть.
И воскресают, словно сон,
Былые времена,
И в хриплый мой магнитофон
Влюбляется страна.
Я пел, и грезил, и творил —
Я многое успел,
Какую женщину любил!
Каких друзей имел!
Прощай, Таганка и кино!
Прощай, зеленый мир!
В могиле страшно и темно,
Вода течет из дыр.
Спасибо, друг, что посетил
Приют печальный мой.
Мы здесь все узники могил,
А ты — один живой.
За все, чем дышишь и живешь,
Зубами, брат, держись,
Когда умрешь, тогда поймешь,
Какая штука — жизнь…
Прощай! Себя я пережил
В кассете «Маяка».
И песни, что для вас сложил,
Переживут века!
Многие люди, хорошо знакомые с творчеством Высоцкого, действительно, уверены в том, что данные стихи принадлежат именно Владимиру Семёновичу. Более того, имеются свидетельства очевидцев о том, что после смерти народного кумира стихи эти вывешивались в рукописном варианте на Ваганьковском кладбище в Москве и приписывались самому Высоцкому. На сайтах памяти приводятся даже свидетельства «очевидцев», чуть ли не «водивших рукой» Высоцкого: «…это стихотворение было написано Владимиром Высоцким за несколько дней до его смерти... ко мне попало от хозяйки квартиры в которой он тогда жил. Переписал я его с салфетки, на которой оно было написано рукой Высоцкого». «Это Высоцкий написал за 2 дня до смерти. Он будто предчувствовал свою кончину... Своего рода заранее приготовленная надгробная записка». Кто все эти "свидетели", откуда они, какое имеют отношение к Владимиру Семёновичу – загадка, да и только…
Официально никто авторство Высоцкого не доказал, никаких официальных автороведческих экспертиз не проводилось. Да и как, например, хотя бы сделать анализ почерка, если нет рукописи. Вы только вдумайтесь – нет рукописи последнего стихотворения всенародного любимца, знаменитейшего человека в Советском Союзе, последние дни которого известны нам буквально по минутам! Где, наконец, салфетка, о которой говорится выше в словах анонима, почему её не сохранили как первоисточник, а только переписали на чистовик. Бред…
К тому же данное стихотворение ни разу не было включено в официальные собрания сочинений поэта, издающиеся в разных вариантах многомиллионными тиражами. Да и попросту стиль мало напоминает стиль Высоцкого.
И ещё: слишком много «ячества» для весьма скромного в плане дифирамбов и славы поэта. Даже если вспомнить знаменитый «Памятник», в котором Высоцкий возводит себе памятник при жизни и пророчит, как со временем обойдутся с его наследием, как «отполируют» его жизнь и память о нём. Владимир Семёнович создаёт философскую вещь, в которой сопротивляется обожествляющей его толпе, он, наоборот, показывает, что он хочет быть всегда «живым, обычным, как все», но при этом желает, чтобы услышали суть его творчества, «хрипящую», «непричёсанную», но суть, хочет «докричаться» до душ людей, изменить их жизнь к лучшему, а не просто «забронзоветь» вылизанным до приторности монументом. Он не выпячивал своё «Я» в творчестве. Но и в жизни никогда Высоцкий не называл себя Поэтом. Даже когда Иосиф Бродский подписал ему книгу как «лучшему поэту нынешней России», по воспоминаниям Михаила Шемякина, одаренный проплакал всю ночь, как ребёнок, не мог поверить.
Хотя, уверен, что внешние проявления вовсе не говорят о том, что Высоцкий не знал себе цену, не зря же он всю жизнь добивался официального признания в качестве поэта, хотя бы издания сборника, не говоря уже о членстве в Союзе писателей. О том, что свой уровень Владимир Семёнович всё же понимал, говорит нам немало изречений Высоцкого о себе и о своём творчестве в той или иной ситуации. Но всё же это было вскользь, между делом. Намеренно, а тем более в творчестве, Высоцкий этим уж точно не славился, не козырял заслугами. А здесь вдруг так уверенно и дерзко: «И песни, что для вас сложил, Переживут века!» Подозрительно… Но и вообще от всего стихотворения в целом, хоть оно и написано от первого лица, у меня лично при прочтении остаётся ощущение взгляда со стороны.
К тому же свои последние строки Высоцкий к тому времени уже написал. Да какие!
Мне меньше полувека - сорок с лишним, -
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним.
Далеко не каждый человек сможет сказать на прощание такие слова, не каждую жизнь, я бы сказал, можно подытожить такой фразой. И опять же здесь не «ячество», не «переживут века», а слова осмысленные, выстраданные, доказанные самой прожитой жизнью. В них есть и успокоение для любимой женщины, и благодарность ей наравне с Богом. Прощание совсем иного рода. Но написано оно гораздо раньше предполагаемой даты создания «сомнительного» стихотворения. "И снизу лёд, и сверху..." было записано на двух сторонах бланка парижского туристического агентства 11 июня 1980 года, за полтора месяца до ухода автора в мир иной. Полтора месяца – казалось бы, для поэта огромный срок, чтобы не написать ни строки! Но нельзя забывать, что он был уже тяжело болен. К тому же в стихах «И снизу лёд, и сверху: маюсь между…» немало оптимизма и надежды на выживание. Марина Влади договаривалась о лечении в Париже: строки «а там за дело – в ожиданье виз…» красноречиво свидетельствуют о планах на лечение.
23 июля надежд на спасение уже никто дать не мог, когда, по мнению некоторых лиц, был и написан Высоцким «Последний приют». В тексте, чьего бы авторства он ни был, уже, несомненно, видно, настоящее, окончательное прощание, без всяких надежд. 18 июля Высоцкий в последний раз вышел на сцену в своей коронной роли Гамлета. Выступление было очень тяжёлым для артиста, за кулисами дежурили врачи, артист постоянно выходил в перерывах и глотал лекарства, играл «на разрыв аорты» почти в буквальном смысле, "на последнем издыхании". После этого выступления началась настоящая схватка со смертью, ожесточённая агония. И вдруг просветление что ли? За полтора – два дня до смерти написать хорошие, светлые, осмысленные стихи Высоцкий уже просто вряд ли бы сумел. К тому же есть цитата из материала «Смерть Владимира Высоцкого: о чём говорили и молчали в 80-е», с информационного ресурса «РИА Новости»: «А спустя несколько дней, 23 июля, состояние Владимира Семеновича резко ухудшилось. "Состояние Володи было ужасным. Стало ясно, что надо или предпринимать более активные действия, пытаться любыми способами спасти, или вообще отказываться от всякой помощи. В общем, любое действие было довольно опасным, но другого выхода не было. Мы решили, что надо его брать. Но его друзья сказали, что это большая ответственность и без согласия родителей этого делать нельзя. И мы договорились, что заберем Володю 25 июля. Он был в очень тяжелом состоянии, но впечатления, что он умирает, не было", - цитируют слова врача НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Леонида Сульповара "Новые Известия". Впечатления, что умирает не было, однако 23 июля, якобы в день написания «Последнего приюта», очень тяжёлое состояние, явно «непоэтичное». Пусть даже строки этого произведения не гениальны, не безмерно талантливы, а просто крепки, хороши, но для их создания всё-таки нужно тоже немало попотеть. То есть доказательство того, что «акта творчества» не было, найдено.
И всё же долгое время трудно было судить о факте написания данного стихотворения Высоцким или кем – то другим. Определённо реальных доказательств практически не было. Домыслы, догадки, мнения... Лично я отношусь к той группе людей, которая значительно больше, и которая отказывается считать эти строки «высоцкими». Но с другой стороны наша позиция тоже слишком долго не была подкреплена. Когда возникал вопрос настоящего авторства, сторонники данной версии охотно приводят автора. Но вот в чём соль? Каждый – своего.
Дольше всех в статусе автора числился некий С.Сорокин. В 2000 году был издан сборник «Светлой памяти Владимира Высоцкого», в которой с лёгкой руки Зинаиды Лихачёвой С.Сорокин и был определён автором. И приверженцы «невысоцкой» версии с тех пор в ответ на вопрос «Кто автор?» c видом «знатоков» называли именно это имя. Хотя некоторые всё равно сомневались, и приписывали авторство даже известному таганскому актёру, другу Высоцкого – Всеволоду Абдулову. Некий В.Петухов был указан автором «Последнего приюта» при публикации произведения в пензенской газете «Молодой ленинец» в 1989 году. То есть можно предположить, что были ещё и "авторы", так сказать, «местного разлива».
Сегодня доподлинно известно, что автор «Последнего приюта» - Юрий Фёдоров, врач, родился в 1945 году, с 1979 года живёт в Москве. В настоящее время - пенсионер. А главное, что он всю жизнь пишет весьма хорошие, душевные стихи. Его страница существует на знаменитом сайте "Стихи.ру". Там выложен и «Последний приют». Автор в 1980- е годы не посчитал нужным называть своего авторства, так как «за Высоцкого» тогда могли и с работы уволить, а семью и детей нужно было на что-то содержать. Вот и зажил «бесприютный» «Последний приют» своей собственной жизнью.
Но это ещё не самая «сенсационная» находка. Оказывается, имя Владимира Семёновича для поэта Фёдорова было настолько почитаемо, что он написал целых 8 посмертных посвящений Владимиру Семёновичу. «Последний приют» - лишь одно из них. Все они опубликованы на «стихире» в отдельном разделе «Памяти Владимира Высоцкого». И тут, как говорил классик, можно было бы сказать, «Fenita la comedia»! Ах, если бы… Стихотворение так и продолжает приписываться Высоцкому, люди никак не хотят перестать верить в красивый миф, более того, стихотворение вовсе зажило своей жизнью. Но об этом чуть позже. Продолжение следует...
Сегодня же представляю вашему вниманию самый драгоценный вещдок - рукописный вариант данного стихотворения (на фото) , отражающий творческий процесс работы Юрия Фёдорова над «Последним приютом», а также ссылки:
На авторскую страницу Ю.Фёдорова на Стихи.Ру: https://www.stihi.ru/avtor/fedorov1
На раздел авторской страницы Ю.Фёдорова «Памяти Владимира Высоцкого: https://www.stihi.ru/avtor/fedorov1&book=1#1