Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

"В чём принципиальная разница для пассажиров от вида тяги? Сидишь в вагоне, поезд едет, что Вам дают эти паровозы?"

В комментариях после публикации читатели довольно часто оставляют интересные вопросы, которые затем и становятся темами для новых заметок. Блогеры на Яндекс Дзен постоянно находятся в поиске для новых идей. Нужно каждую неделю о чём то писать чтобы быть в топе, ломая себе голову, а тут на тебе и выдумывать уже ничего не надо. Всё готово, вопрос чётко сформулирован - тема для очередной публикации созрела (авторы каналов мой вам совет - читайте комментарии и не только в своих блогах).

"Битый небитого везёт..." Ретро-поезд "Селигер" с паровозом серии Л следует на 62 км заповедной Бологое-Полоцкой линии по маршруту Осташков-Бологое. В том рейсе паровоз сломался (провалилась часть колосниковой решётки) и поезд подталкивал сзади тепловоз ТЭП70, а паровоз только изображал роль ведущего локомотива. Перегон Осташков-Фирово, осень 2019г. Фото: Сергей Смирнов
"Битый небитого везёт..." Ретро-поезд "Селигер" с паровозом серии Л следует на 62 км заповедной Бологое-Полоцкой линии по маршруту Осташков-Бологое. В том рейсе паровоз сломался (провалилась часть колосниковой решётки) и поезд подталкивал сзади тепловоз ТЭП70, а паровоз только изображал роль ведущего локомотива. Перегон Осташков-Фирово, осень 2019г. Фото: Сергей Смирнов

Вопрос в заголовке, который стал темой для этой статьи я считаю ну очень интересным и хочу сегодня Вам подробно ответить на него. И в самом деле, какая разница для простого пассажира, следующего в вагоне поезда, какой локомотив прицеплен в голове состава? Они же из окна вагона даже не видят его.

Многие так и скажут:

"Мне всё равно, что там сегодня прицеплено в голове поезда, лишь бы вовремя, согласно расписания, доехать до своей платформы Горовастица или 82 км".
В вагоне пригородного поезда №6692 Осташков-Бологое. Фото: Алексей Алексеев
В вагоне пригородного поезда №6692 Осташков-Бологое. Фото: Алексей Алексеев

Но вот к обычному пригородному поезду №6691/6692, курсирующему по маршруту Бологое-Осташков в Тверской области, в выходной субботний день, вместо привычного пассажирского тепловоза серии ТЭП70, цепляют паровоз (в последнее время это товарный паровоз серии Л, а первое время курсировал нарядный пассажирский Су).

Товарный паровоз серии Л и пассажирский тепловоз ТЭП70 на станции Осташков, Тверская обл., ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Товарный паровоз серии Л и пассажирский тепловоз ТЭП70 на станции Осташков, Тверская обл., ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

И вот таким чудесным образом, самый обычный пригородный пассажирский поезд становится туристическим ретро-поездом, за которым уже закрепилось даже своё фирменное название - "Селигер". Хотя на нём также как и в остальные дни недели привычно едут и обычные пассажиры, благо цена на билет осталась неизменной от смены вида тяги.

В чём принципиальное различие от того кто "запряжён" в голову поезда: тепловоз или ветеран паровоз? И есть ли оно вообще?

Ретро-поезд "Селигер" с пассажирским паровозом серии Су отправляется со станции Фирово на Бологое. Фото: Алексей Алексеев
Ретро-поезд "Селигер" с пассажирским паровозом серии Су отправляется со станции Фирово на Бологое. Фото: Алексей Алексеев

Конечно же есть и не одно. Во-первых своим антуражным, я бы сказал даже брутальным внешним видом, паровоз сегодня буквально приковывает взгляды прохожих. На станции отправления или прибытия каждый желающий может всё увидеть своими глазами, не поленившись сходить прогуляться в голову поезда.

На станции Сортавала, Республика Карелия, ОКТ жд. Осень 2019г. Фото: Алексей Алексеев
На станции Сортавала, Республика Карелия, ОКТ жд. Осень 2019г. Фото: Алексей Алексеев

Смотрите дальше на следующий мой снимок сами. Пример, на станцию Сортавала прибыла из С.Петербурга Ласточка с тепловозом серии ТЭП70БС. Но что то высыпавшийся из неё народ она совсем не привлекает внимание, как и новейший прибывший вместе с ней тепловоз. Всех очень сильно интересует пыхтящий рядом на соседнем пути старый добрый трудяга - товарный паровоз серии СО18, который готовится к отправлению в Горный парк Рускеала с фирменным поездом "Рускеальский экспресс".

Паровоз серии СО18 перед отправлением с фирменным поездом "Рускеальский экспресс". Станция Сортавала, Республика Карелия, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии СО18 перед отправлением с фирменным поездом "Рускеальский экспресс". Станция Сортавала, Республика Карелия, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Во-вторых, кто по своей натуре ленивый человек или просто не интересуется подобными вещами и не хочет никуда выходить из своего вагона, то при отправлении поезда со станции всё равно непременно почувствует всю разницу и "прелести" езды под паровой тягой. Тут и гадать из вагона не нужно будет тепловоз или паровоз прицеплен в голове поезда. Всё станет понятным итак.

Пассажирский тепловоз серии ТЭП70 отправляется от платформы 104 км. Перегон Осташков-Фирово, Тверская обл., ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Пассажирский тепловоз серии ТЭП70 отправляется от платформы 104 км. Перегон Осташков-Фирово, Тверская обл., ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Тепловоз тащит пассажирский поезд мягко, уверенно, плавно трогаясь с места и набирая ход. Всё как всегда, очень привычно и даже обыденно, словом так как и должно быть. Достигается это благодаря тому, что экипажная часть тепловоза куда более совершенней паровозной.

 Каждая ось тепловоза обмоторена, т.е. имеет свой тяговый электродвигатель. Фото из открытых источников в сети
Каждая ось тепловоза обмоторена, т.е. имеет свой тяговый электродвигатель. Фото из открытых источников в сети

Чего нельзя сказать про ощущения от езды под локомотивом из ушедшей эпохи - паровозом.

Паровоз серии Л с ретро-поездом во время фотостопа на фоне знаменитого озера Селигер. 110 км дистанции пути Бологое-Великие Луки, перегон Фирово-Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии Л с ретро-поездом во время фотостопа на фоне знаменитого озера Селигер. 110 км дистанции пути Бологое-Великие Луки, перегон Фирово-Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Паровоз едет рывками, здорово подергивая и потряхивая вагоны в пути следования, особенно когда он идёт в тяге (когда регулятор машиниста открыт) . При движении паровоза на выбеге (регулятор машиниста закрыт) всё это ощущается в гораздо меньшей степени. Причём, чем ближе вагон находится к паровозу, тем сильнее в нём чувствуются все характерные продольно-динамические реакции, идущие по составу от паровоза. Сказывается особенности устройства конструкции этой удивительной машины прошлого.

Устройство экипажной части пассажирского паровоза серии С "Русский Прери"
Устройство экипажной части пассажирского паровоза серии С "Русский Прери"

Обычным пассажирам всё то это конечно иногда жутко не нравится. Им становится не комфортно ехать одним словом. Любители же старины и фанаты паровозов наоборот - приходят буквально в восторг.

Сядем на место машиниста паровоза, отпустим тормоза и плавно откроем регулятор (главный огран управления тягой). Паровоз тронется и по мере увеличения скорости мы неизбежно будем ощущать колебания и раскачивания паровоза и даже толчки. В паровозе серии СО. Фото: Алексей Вульфов
Сядем на место машиниста паровоза, отпустим тормоза и плавно откроем регулятор (главный огран управления тягой). Паровоз тронется и по мере увеличения скорости мы неизбежно будем ощущать колебания и раскачивания паровоза и даже толчки. В паровозе серии СО. Фото: Алексей Вульфов
"Возникновение различных колебаний связано прежде всего с работой паровой машины и её движущего механизма, так как почти все эти детали паровоза совершают движения относительно рамы паровоза. Например, колёсные пары относительно рамы совершают чисто вращательное движение, ползун - поступательное, а ведущее дышло - сложное. Вместе с колёсами вращательное движение совершают и кривошипы с пальцами и сцепные дышла, связывающие колёса".
В.А. Дробинский "Как устроен и работает паровоз", 1955г.
Экипажная часть паровоза серии Л. Фото: Алексей Вульфов
Экипажная часть паровоза серии Л. Фото: Алексей Вульфов

С ростом скорости движения поезда, примерно от 50 км/ч и выше, частота вращения колёсных пар паровоза и амплитуда колебаний поршней паровой машины, дышлового механизма увеличиваются, но при этом и плавность хода паровоза становится заметно лучше. Мне доводилось это всё прочувствовать самому на пассажирском паровозе серии П36.

Автор канала "Заповедная магистраль" и писатель А.Б. Вульфов на фоне пассажирского паровоза П36. Июль 2015 г., станция Манихино. Поездка в честь 25-ти летия ВОЛЖД.
Автор канала "Заповедная магистраль" и писатель А.Б. Вульфов на фоне пассажирского паровоза П36. Июль 2015 г., станция Манихино. Поездка в честь 25-ти летия ВОЛЖД.

До 50 км/ч очень хорошо чувствуются все подергивания от работы дышлового механизма паровоза, а затем после того, как с ростом скорости стрелка локомотивного скоростемера 3СЛ-2М перевалит порог в 50 км/ч, начинается очень мягкий и плавный ход. Очень плохо то, что на железнодорожных магистралях, где сегодня курсирует ретро-поезд "Селигер" и "Рускеальский экспресс" установлены невысокие разрешенные скорости движения для поездов.

В будке локомотивной бригада товарного паровоза серии Л. Фото: Иван Шаповалов
В будке локомотивной бригада товарного паровоза серии Л. Фото: Иван Шаповалов

И наконец в-третьих, пассажиры путешествующие на ретро-поезде, смогут неоднократно услышать во время поездки ни с чем не сравнимый громогласный, пробирающий до глубины души паровозный гудок, в голосе которого застыла целая, ушедшая вместе с этими машинами в прошлое эпоха. Давайте же послушаем как он звучит на видеоролике, снятом любителями из ВОЛЖД на заповедной Бологое-Полоцкой магистрали.

Летом, в распахнутое окно пассажирского вагона, вместе с ветром врывается сладковатый терпкий запах дыма, от горящего в топке паровоза уголька - тот самый старинный дух странствий и железнодорожной романтики. А иногда и такая неприятность для пассажиров как... угольная сажа, которая оседает на всём: одежде, шторах на окнах и даже постельном белье.

И ещё как мне уже здесь успели подсказать в комментариях читатели - звук паровозной отсечки.

"Машинист регулировал ход паровозного золотника (то есть менял начало «отсечения» пара) — отсюда и слово «отсечка». Звук отсечки, при выхлопах на трогании с места резкий и могучий, а с тяжелым поездом и вовсе артиллерийский, сопровождавшийся целым Везувием над дымовой трубой, при разгоне паровоза становился изящнее и легче. Пассажирский паровоз, бегущий по равнине (площадке) с поездом на большой скорости, — это по звуку швейная машинка, стрекочущая точнейше и ритмичнейше. Легкие такие разносятся по округе «па»: па-па-па-па-па-па-па-па-па… И тонкий хвост пара висит над составом".
А.Б. Вульфов отрывок из книги Повседневная жизнь российских железных дорог, глава 10 "Звуки чугунки".

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram