В комментариях после публикации читатели довольно часто оставляют интересные вопросы, которые затем и становятся темами для новых заметок. Блогеры на Яндекс Дзен постоянно находятся в поиске для новых идей. Нужно каждую неделю о чём то писать чтобы быть в топе, ломая себе голову, а тут на тебе и выдумывать уже ничего не надо. Всё готово, вопрос чётко сформулирован - тема для очередной публикации созрела (авторы каналов мой вам совет - читайте комментарии и не только в своих блогах).
Вопрос в заголовке, который стал темой для этой статьи я считаю ну очень интересным и хочу сегодня Вам подробно ответить на него. И в самом деле, какая разница для простого пассажира, следующего в вагоне поезда, какой локомотив прицеплен в голове состава? Они же из окна вагона даже не видят его.
Многие так и скажут:
"Мне всё равно, что там сегодня прицеплено в голове поезда, лишь бы вовремя, согласно расписания, доехать до своей платформы Горовастица или 82 км".
Но вот к обычному пригородному поезду №6691/6692, курсирующему по маршруту Бологое-Осташков в Тверской области, в выходной субботний день, вместо привычного пассажирского тепловоза серии ТЭП70, цепляют паровоз (в последнее время это товарный паровоз серии Л, а первое время курсировал нарядный пассажирский Су).
И вот таким чудесным образом, самый обычный пригородный пассажирский поезд становится туристическим ретро-поездом, за которым уже закрепилось даже своё фирменное название - "Селигер". Хотя на нём также как и в остальные дни недели привычно едут и обычные пассажиры, благо цена на билет осталась неизменной от смены вида тяги.
В чём принципиальное различие от того кто "запряжён" в голову поезда: тепловоз или ветеран паровоз? И есть ли оно вообще?
Конечно же есть и не одно. Во-первых своим антуражным, я бы сказал даже брутальным внешним видом, паровоз сегодня буквально приковывает взгляды прохожих. На станции отправления или прибытия каждый желающий может всё увидеть своими глазами, не поленившись сходить прогуляться в голову поезда.
Смотрите дальше на следующий мой снимок сами. Пример, на станцию Сортавала прибыла из С.Петербурга Ласточка с тепловозом серии ТЭП70БС. Но что то высыпавшийся из неё народ она совсем не привлекает внимание, как и новейший прибывший вместе с ней тепловоз. Всех очень сильно интересует пыхтящий рядом на соседнем пути старый добрый трудяга - товарный паровоз серии СО18, который готовится к отправлению в Горный парк Рускеала с фирменным поездом "Рускеальский экспресс".
Во-вторых, кто по своей натуре ленивый человек или просто не интересуется подобными вещами и не хочет никуда выходить из своего вагона, то при отправлении поезда со станции всё равно непременно почувствует всю разницу и "прелести" езды под паровой тягой. Тут и гадать из вагона не нужно будет тепловоз или паровоз прицеплен в голове поезда. Всё станет понятным итак.
Тепловоз тащит пассажирский поезд мягко, уверенно, плавно трогаясь с места и набирая ход. Всё как всегда, очень привычно и даже обыденно, словом так как и должно быть. Достигается это благодаря тому, что экипажная часть тепловоза куда более совершенней паровозной.
Чего нельзя сказать про ощущения от езды под локомотивом из ушедшей эпохи - паровозом.
Паровоз едет рывками, здорово подергивая и потряхивая вагоны в пути следования, особенно когда он идёт в тяге (когда регулятор машиниста открыт) . При движении паровоза на выбеге (регулятор машиниста закрыт) всё это ощущается в гораздо меньшей степени. Причём, чем ближе вагон находится к паровозу, тем сильнее в нём чувствуются все характерные продольно-динамические реакции, идущие по составу от паровоза. Сказывается особенности устройства конструкции этой удивительной машины прошлого.
Обычным пассажирам всё то это конечно иногда жутко не нравится. Им становится не комфортно ехать одним словом. Любители же старины и фанаты паровозов наоборот - приходят буквально в восторг.
"Возникновение различных колебаний связано прежде всего с работой паровой машины и её движущего механизма, так как почти все эти детали паровоза совершают движения относительно рамы паровоза. Например, колёсные пары относительно рамы совершают чисто вращательное движение, ползун - поступательное, а ведущее дышло - сложное. Вместе с колёсами вращательное движение совершают и кривошипы с пальцами и сцепные дышла, связывающие колёса".
В.А. Дробинский "Как устроен и работает паровоз", 1955г.
С ростом скорости движения поезда, примерно от 50 км/ч и выше, частота вращения колёсных пар паровоза и амплитуда колебаний поршней паровой машины, дышлового механизма увеличиваются, но при этом и плавность хода паровоза становится заметно лучше. Мне доводилось это всё прочувствовать самому на пассажирском паровозе серии П36.
До 50 км/ч очень хорошо чувствуются все подергивания от работы дышлового механизма паровоза, а затем после того, как с ростом скорости стрелка локомотивного скоростемера 3СЛ-2М перевалит порог в 50 км/ч, начинается очень мягкий и плавный ход. Очень плохо то, что на железнодорожных магистралях, где сегодня курсирует ретро-поезд "Селигер" и "Рускеальский экспресс" установлены невысокие разрешенные скорости движения для поездов.
И наконец в-третьих, пассажиры путешествующие на ретро-поезде, смогут неоднократно услышать во время поездки ни с чем не сравнимый громогласный, пробирающий до глубины души паровозный гудок, в голосе которого застыла целая, ушедшая вместе с этими машинами в прошлое эпоха. Давайте же послушаем как он звучит на видеоролике, снятом любителями из ВОЛЖД на заповедной Бологое-Полоцкой магистрали.
Летом, в распахнутое окно пассажирского вагона, вместе с ветром врывается сладковатый терпкий запах дыма, от горящего в топке паровоза уголька - тот самый старинный дух странствий и железнодорожной романтики. А иногда и такая неприятность для пассажиров как... угольная сажа, которая оседает на всём: одежде, шторах на окнах и даже постельном белье.
И ещё как мне уже здесь успели подсказать в комментариях читатели - звук паровозной отсечки.
"Машинист регулировал ход паровозного золотника (то есть менял начало «отсечения» пара) — отсюда и слово «отсечка». Звук отсечки, при выхлопах на трогании с места резкий и могучий, а с тяжелым поездом и вовсе артиллерийский, сопровождавшийся целым Везувием над дымовой трубой, при разгоне паровоза становился изящнее и легче. Пассажирский паровоз, бегущий по равнине (площадке) с поездом на большой скорости, — это по звуку швейная машинка, стрекочущая точнейше и ритмичнейше. Легкие такие разносятся по округе «па»: па-па-па-па-па-па-па-па-па… И тонкий хвост пара висит над составом".
А.Б. Вульфов отрывок из книги Повседневная жизнь российских железных дорог, глава 10 "Звуки чугунки".
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram