Найти тему
Недвижимость Москвы

Коллекция на сотни миллионов и съемная квартира

"Герберт Фогель родился в 1923 году в семье портного — русского эмигранта, служил в американской армии и потом стал работать ночным сортировщиком писем в почтовой службе США. Дороти младше его на тринадцать лет, она работала библиотекарем публичной библиотеки в Бруклин-Хайтс.

Детей у них не было. Они жили в небольшой съемной квартирке в Верхнем Ист-Сайде на Манхэттене. У них не было машины, они не брали отпусков. По праздничным случаям они ходили в ближайший китайский ресторанчик. На жизнь им хватало скромной зарплаты Дороти. Герберт зарабатывал 23 тысячи долларов в год; это был их бюджет для покупки предметов искусства.

Они ходили на открытия художественных выставок. По рассказам дилеров, они действовали так: окружали художника и вдвоем накидывались на него. Они говорили, как страстно любят искусство и что у них нет денег, а иногда жаловались на маленький рост, пока художник не соглашался продать им картину либо дать скидку или разрешить им заплатить в рассрочку. Они предпочитали не платить через галереи, что не вызывало особой симпатии у дилеров.

Так они подружились с начинающими, малоизвестными художниками: Францем Клайном, Барнеттом Ньюманом, Джексоном Поллоком и Марком Ротко. Они покупали работы Дональда Джадда, Ричарда Таттла и Сола Левитта. Сол Левитт стал их наставником. В конце концов в их коллекции появились работы Роя Лихтенштейна, Роберта Мангольда и Синди Шерман.

Иногда художники вознаграждали их преданность тем, что дарили им картины. По некоторым сведениям, Фогели получили в подарок коллаж художника-инвайронменталиста Христо Явашева в обмен на то, что присмотрели за его котом. Они предпочитали работы такого размера, которые могли довезти до дома на метро или, в самом крайнем случае, на такси.

За тридцать лет они собрали невероятную коллекцию: 4500 предметов минималистского и концептуального искусства. Сколько могли, они хранили у себя в однокомнатной квартирке — на стенах, в кладовке и под кроватью. Когда коллекция стала расти, им пришлось избавиться от дивана и большей части остальной мебели, чтобы найти место. В художественных кругах ходили слухи, что Дороти Фогель держала картины в духовке, но она всегда это отрицала.

Майк Уоллес побывал в их скромной квартирке, когда делал репортаж об их коллекции для телепрограммы «60 минут». Джеймс Стауртон из «Сотби» включил их в книгу 2007 года «Великие коллекционеры нашего времени» наряду с Рокфеллерами, Ротшильдами и Гетти. В 2008 году вышел документальный телефильм «Герб и Дороти».

В 1992 году, после того как Дороти ушла на пенсию, они передали свою коллекцию в дар Национальной галерее искусств в Вашингтоне; они выбрали эту галерею, потому что она не берет денег за вход. Чтобы перевезти картины, понадобилось три месяца. В интервью Ассошиэйтед Пресс Герберт сказал, что они с женой давно поняли, что могли бы стать миллионерами. «Но это нас не волновало; мы скорее опекуны, чем владельцы». Они ни разу в жизни не продали ни единой картины.

Их имена вырезаны на стеле благотворителей в вестибюле Национальной галереи. Чтобы отблагодарить их за дар, галерея выделила им небольшое ежегодное пособие. Они использовали его на то, чтобы снова начать коллекционировать. Герберт Фогель, знаток искусства, умер в мае 2012 года в возрасте 89 лет. Его пережили Дороти и их кошка"