В данном выпуске хочу поведать вам про интересную книгу "Ловушки мышления", она написана Деном и Чипом Хиз предназначена как для нерешительных людей так и для тех, кто склонен рубить с плеча. Однако, объективный подход также не помешает всем тем, кто принимает взвешенные решения на работе и в повседневной жизни.
Вы когда-нибудь думали о том, как и почему мы принимаем решения? Люди делают выбор постоянно и часто не задумываясь, начиная от самого простого, например, что одеть сегодня на работу, и заканчивая важнейшим решением в жизни – выбор второй половины (здесь мышление как правило уступает место чувствам).
Ну хорошо, скажет внимательный читатель, а что значит задуматься над принятием решения? Ответов может быть много, это и остановиться, оглядеться, посмотреть на ситуацию со стороны, задать вопросы, найти несколько вариантов решения проблемы, если она очень сложная.
Как то мне одна студентка вечернего отделения высказала простую, прописную казалось бы истину: "Люди задумываются над принятием решений когда им нечего делать". Тогда я не стал возражать.
А что, если сложная (не ясная и запутанная) то обратиться к другим людям, чтобы получить объективную картину. При всем этом следует иметь в виду, что человек в проблемных ситуациях просто не способен на рациональное поведение - так уж устроен человеческий мозг (срабатывает аварийный режим "бежать" или "нападать").
Есть много интересных книг по принятию решений. Обычные советы, как доверять своей интуиции или анализировать ситуацию, оценивать плюсы и минусы или задавать больше вопросов - всем известны. Но почему-то они не делают наш выбор легче? Что это боязнь неизвестности или страх ошибиться? Ответ можно найти в книге "Ловушки мышления", и здесь я представлю некоторый из них:
Основная технология (бери и делай) это четыре этапа/шага, которые помогут сделать правильный выбор, изменить жизнь к лучшему и даже стать решительнее и в конце концов мудрее. Если рассмотреть процесс принятия решения, то он, как правило, протекает в три этапа :
1. Вы сталкиваетесь с проблемой.
2. Анализируете варианты и делаете выбор.
3. А дальше вы реализуете свое решение.
Но авторы решили срезать угол и явили миру четыре этапа!
1. Вы сталкиваетесь с необходимостью выбирать.
2. Вы анализируете варианты.
3. Вы делаете выбор.
4. Вы с этим живете.
И удивительным совпадением стало то, что в нашем мышлении существуют четыре врага решений. Их нужно знать, принимать во внимание, понимать как они работают и что с ними можно сделать.
Встречайте: Четыре врага правильных решений
• Узкие рамки, ограничение рассматриваемых вариантов
(та самая ложная дихотомия или ч/б мышление)
• Подтверждение предвзятости
(выбор информации, подтверждающей правоту нашего выбора)
• Мгновенные эмоции
(которые определяют наши оценки и ожидания относительно будущего)
• Самонадеянность
(переоценка своих сил, расчет на удачу, отсутствие изменений)
При желании, об этом вы сможете прочитать в книге,
Лайфхак 1. Узкие рамки
Авторы цитируют католического священника Брайана Брэнсфилда: «Люди нередко обращаются ко мне с дилеммой: нужно ли мне выходить замуж за этого человека? Стоит ли мне браться за эту работу?
Выход один - расширьте ваш кругозор, альтернативы.
Не "ИЛИ-ИЛИ", не "ДА - НЕТ", не одну-две идеи, а соберите матрицу из возможных решений и альтернатив.
Это первый шаг к принятию правильных решений: уйти от линейного мышления, от подхода «да или нет». Когда вы услышите эту фразу (делать или не делать), у вас в голове должен зазвенеть тревожный колокольчик, заставляющий задуматься, не застряли ли вы в узкой рамке.
Человеческий мозг имеет здесь определенную слабость, а именно: чтобы находить несколько вариантов решений проблем, надо прилагать усилия. Обычно люди слишком упрощают проблему, сводя ее к одному варианту. Классический пример: Уйти ли с этой ненавистной работы или же остаться и терпеть. Но на самом деле ведь есть еще куча вариантов:
• поискать другую работу
• работать на полставки
• Поговорить с начальником об улучшении условий труда
• Бросить все и уехать в другой город/страну
Пример: "Что делать в случае увольнения?"
Очень часто выбор “или или” можно заменить на “и”. Например, если есть выбор “работать или учиться”, то иногда можно выбрать “работать и учиться одновременно”. (например, как это делали студенты вечернего отделения ЭФ МГУ).
Авторы книги утверждают, что надо доводить свою реакцию до автоматизма: когда кто-то говорит “или”, немедленно включать мозг и обдумывать настоящие варианты, а не только предложенные.
Кстати, чтобы придумать варианты, можно использовать матрицу 3х3, заполните ее элементы идеями, вариантами, альтернативами в любой удобной последовательности. Порядок можно навести потом, когда будете оценивать решения. Направьте работу вашего мозга на поиск и генерацию новых идей прием #Далет, опросите других людей прием #Гэй.
Продолжение следует...
А узнать про "ловушки мышления", которые были найдены на курсе Гипермышление можно по матрице, представленной ниже.