Каждый день тысячи людей спускаются в метро, чтобы доехать по своим делам. Мы, проводя в метрополитене в среднем по два часа ежедневно, привыкли воспринимать подземку лишь в качестве средства передвижения, но, проходя и проезжая мимо, задавались ли вы когда-нибудь вопросом, что кроется за всеми этими закрытыми дверьми на станциях, и куда ведут эти темные проходы, которые то и дело мелькают за окном поезда, мчащегося по тоннелю? Сегодня мы начинаем рассказывать о том, какие технические сооружения, обеспечивающие функционирование всей сложной системы подземки, существуют в Москве.
Итак, что же такое метро в первую очередь? Естественно, это громадный комплекс подземных сооружений — станций, тоннелей, переходов, служебных помещений, и многого другого. А там, где подземные сооружения, там всегда есть вода. Подземные грунтовые воды и проблема водоотведения - один из самых важных вопросов при строительстве и обслуживании любого глубокого объекта. Особенно актуально это в Москве, известной своими водонасыщенными грунтами. Иными словами, земля, на которой стоит наша Столица, на глубине буквально пропитана водой. Начиная со времен строительства самых первых станций, то и дело происходили аварии, связанные с прорывом грунтовых вод в строящиеся тоннели.
Иногда мощный поток воды и грязи, называемый метростроевцами плывуном, разрушал уже готовый тоннель, разнося тюбинги, из которых он состоит, как детальки лего, и погребая под собой строительную технику и целые проходческие щиты. Несмотря на развитие технологий, такое происходит и по сей день — одна из таких аварий случилась совсем недавно при строительстве соединительной ветви к депо Солнцево. Как следствие, строительство тоннеля на этом участке застопорилось почти на два года. Но даже когда стройка завершена, вода не отступает. Она постоянно просачивается сквозь железобетонную обделку станций и тоннелей, а значит, ее необходимо куда-то удалять. Для этого и существуют водоотливные установки (ВУ), в среде диггеров чаще всего именуемые просто «насосные». Таких сооружений в метрополитене сотни. По сути из себя они представляют выработку, в которой установлены мощные водяные насосы. Они-то и собирают всю просочившуюся из толщи породы, сквозь бетон и чугун, воду в специальный резервуар, находящийся под ними в той же выработке. Когда резервуар наполняется, они выкачивают из него воду на поверхность — в дренажные и сточные коллекторы под московскими улицами. Сейчас это происходит автоматически, по такому же принципу, как наполняется бачок вашего унитаза, но до 50х годов XX века за каждой такой водоотливной установкой следил специальный рабочий, который должен был вручную запускать откачку воды из метро наверх, чтобы резервуар не переполнялся.
Но давайте представим, что в результате некоего стихийного бедствия или аварии вода все же прорвалась в тоннель метро. Тут уже не помогут водоотливные установки, и основной задачей становится не дать ей затопить подземку полностью. Но как же герметично перекрыть целый тоннель? Для этого с 50х годов в московском метро в тоннелях и на станциях устанавливают гермозатворы. (Диггеры кратко именуют их «гермами»). Это огромные многотонные стальные двери, приводимые в движение мощными электромоторами, которые меньше чем за минуту могут герметично перекрыть тоннель метрополитена, чтобы вода не прошла дальше. На станциях они обычно спрятаны в стены или в пол платформы, или скрыты за специальными перегородками, чтобы не портить общий архитектурный образ, поэтому увидеть их обычному пассажиру удается не везде и не часто. Затворы устанавливают таким образом, чтобы разделить всю подземку на изолированные участки. Например так, чтобы можно было отделить отрезок тоннеля, проходящий под рекой, от остального метро. Несмотря на свою надежность, эти махины требуют обслуживания и поддержания в рабочем состоянии. Так, в 2002 г в метро Праги,которое было построено советскими специалистами по советским стандартам, в результате наводнения оказалось частично или полностью затоплено 19 станций, вместе со всеми прилегающими тоннелями и переходами. Одной из причин этой катастрофы послужило то, что гермозатворы в пражском метро к тому моменту давно уже перестали как-либо обслуживать, считая, что они никогда не пригодятся. Поэтому в нужный момент закрыть удалось лишь половину из них, да и многие из тех, что закрылись, все равно пропускали воду из-за многочисленных неисправностей. В Москве с этим дела обстоят не в пример лучше, но не стоит обольщаться — диггерам то и дело попадаются неисправные или откровенно заброшенные гермозатворы, которые в случае ЧП никого и ничего не смогут защитить. В прочем, в последние годы ситуация постепенно начинает налаживаться.
Надо сказать, что у тоннельных затворов есть и другая функция, непосредственно связанная с системой Гражданской Обороны и защитой людей в случае глобального конфликта, когда метро должно использоваться как огромное бомбоубежище, но об этой, крайне интересной стороне столичной подземки мы расскажем подробнее в следующий раз...