Средневековый памятник из Гордино оказался древнейшим в Удмуртии письменным источником.
Обнаружили его местный крестьянин, когда пахал землю. Он решил сделать из него основание под углы сруба избы. Расколоть камень на 4 равных куска не удалось, надгробье треснуло на пять частей. Избу перекосило. Предприимчивый селянин вытащил осколки надгробья из фундамента и поместил их в печь бани. Топиться, как следует, печка отказалась наотрез, и тогда бесермянин сбросил камни в отхожее место.
В Гордино (или Гурьякале, как называли его местные мусульмане) в 70 годах 19 века здесь появилась своя мечеть. Мулле узнал о камне с непрочитанной надписью арабскими буквами. К этому моменту крестьянин вместе со всей своей семьей уже несколько дней страдал. Страдал, если верить легенде, запором. Мулла решил, что если достать камень из нужника - все пройдет. Как только бабай вытащил остатки надгробья из сортира и отмыл камни - пахарь с семьей поправились.
Память принцессы
В итоге в Гордино посчитали камень чудодейственным. В Гурья-кале была и почитаемая исстари могила, которую уважали и мусульмане, и бесермяне-язычники. Говорили - лежит там князь, богатырь, великан или вождь. Мулла рассказывал, что видел вождя во сне, когда подбирал место для строительства дома. Вождь ругался и требовал, чтобы никто на его могиле ничего не строил. Мулла и дом построили в другом месте, мечеть поставили так, что захоронение оказалась в ограде двора храма. Собственно мулла и решил, что это надгробье с арабской надписью - памятник князю. Но прочесть его тогда не смогли - арабские буквы были написаны не арабом и не на арабском языке.
Алексей "Индиана Джонс" Смирнов, понял, что это памятник, традиционный для Волжской Булгарии, и принадлежал он женщине. То есть почитаемая могила воина и надгробие принадлежат разным умершим.
Дословно на памятнике написано следующее:
- Нет бога, кроме Аллаха,
- Мухаммед пророк Аллаха,
- смерть [есть врата],
- и [все] люди войдут в них.
- …дочь Йахам, (её) памятник.
- Да будет милость бога над ним милостью обширною
- По летосчислению в семьсот двадцать третьем году. (723 г. хиджры, то есть 1323 г. н.э.)
Надпись почти полностью переведена, хотя есть сомнения в имени похороненного человека. Памятник поставил отец своей умершей дочери, никакого упоминания вождя или богатыря.
Первая версия появления памятника: Гурья-Кала был одним из северных форпостов поволжского государства булгар. Камень мог поставить постоянно живущий в этом месте купец, чиновник, таможенник или охраняющий границу военачальник. Вторая версия: надгробие поставил купец, который приехал в Гурья-Калу на торг. Но вызывает сомнение тот факт, что путешественник мог взять с собой дочь в столь дальний и опасный путь.
Камень надгробья добыт на территории Марий Эл и потом доставлен в Удмуртию по реке. Сейчас он хранится в Национальном музее Удмуртской Республики имени Кузебая Герда, где в 2019 году открыли мемориальную выставку о профессоре Смирнове. Теперь чепецкий "Индиана Джонс" известен как крупнейший ученый, исследователь Волжской Булгарии, копавший в Удмуртии и соседних регионах.
Подробнее - почему археолога в Удмуртии теперь вспоминают как "Индиану Джонса".
Могильный ужас
Могилу в Гордино обходили стороной вплоть до приезда сюда нынешнего муллы Кестыма Ильмира Касимова.
Уже в 21 веке он приехал и увидел рощу на месте бывшей мечети и могилы. Предложил местным очистить место, но получил яростный и убежденный отказ. Они боялись.
Тогда мулла сам все расчистил и обнаружил старую металлическую оградку на месте почитаемой могилы. После этого целый год бесермяне Гордино подозрительно глядели на Ильмира Касимова, будто ждали чего-то. Мулла смеется, что жители Гордино провели над ним эксперимент - наблюдали за муллой, спрашивали о его здоровье. Убедившись, что с Ильмиром Касимовым все в порядке, нашелся старичок, который теперь косит траву и красит ограду. Место захоронения недавно обнесли декоративным бетонным забором.
Подробнее - в моем материале на сайте информагентства "Сусанин".