Найти тему
Анна Комракова

Купи слона: что делать, если банк навязал ненужную услугу

Поход в банк стал похож на ходьбу по минному полю — не разбираясь в тонкостях банковского дела, сложно понять, обладателем каких услуг на самом деле выйдешь. Навязанные страховки, дополнительные услуги, оповещения за деньги, кредитные карты, которых вы не хотели… Средняя температура по больнице зашкаливает — банки регулярно занимают первые места в рейтинге по судебным искам о нарушении прав потребителей. Фишка в том, что против них же судиться — сложнее всего. Смотрите сами — у «Тинькофф» и «Русский Стандарт» более 90% выигранных дел, а «Сбербанк» выигрывает около 70%.

Если вам хоть раз выпадало удовольствие брать кредит, вы не хуже меня знаете, что со страховкой вы будете платить около 16% годовых. А без страховки — все 20%. Нужна ли вам эта страховка? По сути, нет. Но вы все равно её выбираете, хотя на самом деле понимаете, что вам и выбора-то не оставили. Судиться с банком потом бесполезно — а из-за чего? Сами же выбрали страховку, вот и подпись ваша.

Что же делать, если банку-таки удалось навязать вам то, чем вы не планировали пользоваться?

Не все знают, что любой клиент банка может отказаться от навязанной ему страховки и вернуть свои деньги обратно — на это ему дается ровно 14 дней, так называемый «период охлаждения». Если что, апеллируйте к Указанию Банка России от 21 августа 2017 г. N 4500-У «О внесении изменения в пункт 1 Указания Банка России от 20 ноября 2015 года N 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования». Ни один банк не имеет отказать вам и возврате денежных средств, если вы приняли решение и уложились в этот период.

Есть и еще одна новость — в ближайшем будущем есть вариант вообще не сталкиваться с навязыванием банковских услуг. Минфин предложил закрепить запрет для кредиторов обуславливать получение гражданами кредита приобретением доп.услуг. Идея Минфина получила одобрение — выдавая кредит, банки больше не смогут настоять на приобретении дополнительных услуг (если это не вытекает из требований по страхованию предмета залога). Если это все-таки примут на законодательном уровне, каждый человек может идти в банк и быть уверенным в том, что он заплатит только за ту услугу, за которой действительно пришел. А что вообще замечательно — в том случае, если банк все-таки нарушит данный запрет, потребитель сможет обратиться в суд, и банку придется возмещать человеку все убытки в двукратном размере от их стоимости. Банки деньги любят, поэтому едва ли пойдут на такие риски.

В любом случае, до принятия этой поправки еще надо «дожить». Поэтому помните, что в течение 14 дней вы имеете полное право передумать и отказаться от навязанного банком страхования — это закон, и справедлив от для любого банка на территории нашей страны.

Кстати, а навязывали ли вам страховки? Или кредитные карты? Или что там еще придумали банки…