Не буду вводить читателей в заблуждение, век 21, а Толстой Владимир Ильич, в те годы директор музея-заповедника "Ясная Поляна".
Приехав в Ясную Поляну как то в мае, прямо рядом с "Прешпектом" столкнулся с Валентином Курбатовым, пермским писателем, живущем ныне в Пскове, с которым познакомился накануне на "Астафьевских чтениях". И вот вечером того же дня мы с ним и Владимир Толстой беседуем за бутылкой коньяка. О многом говорили, и про музей, и о культуре с литературой, и случаи из жизни вспоминали. Я расскажу пару сюжетов.
Владимир Ильич рассказал как однажды он решил проехать в приобретенной музеем конной коляске по улице, которая пересекает село сверху донизу до ворот родовой усадьбы-музея. Время было вечернее летнее, люди сидели у своих домов и увидев "барина" непроизвольно вставали и кланялись - не иначе, родовая память. "Больше я таких экспериментов не устраивал" - заверил Толстой, слишком неожиданным был эффект.
Коньяк заканчивался и Владимир Ильич к случаю еще рассказал историю.
Приехал в гости двоюродный брат Петр. И вот сидят, душевно общаются, и тут, как ушат холодной воды, Петр говорит "А теперь давай на посошок". Ну как так?! Так хорошо разговаривали, кажется только нащупали интересные тему и на тебе!
-- Наливай, брат, первую стременную!
И все стало на свои места. Никто прощаться и прерывать посиделки не собирался, просто вечер перешел на другой уровень, ведь за первой наступит очередь второй и третьей стремянной. Русских традиций никто не отменял ))
Примечание. Первая, вторая стременные здесь условные обозначения. Если строго следовать традиции, то там, кажется, 10 прощальных чарок, начиная с застольной, 1-я стременная седьмая по счету, последняя седельная. Впрочем, традиция на то и народная, что имеет множество вариантов.
Мы за традиции, но берегите здоровье и не путайте застольное общение с пьянством.