Когда я пишу в «Дзене» про российские сыры, смысл очень многих комментариев сводится примерно к следующему: «Сами ешьте этот ваш фальсификат за такие деньги, а я в Финляндию съезжу или в Испанию и там таааакого сыра наемся за копейки!»
Всё валится в одну кучу, хотя отечественный сыр может быть как плохим, так и хорошим. И ещё. Да, в Европе хороший сыр можно купить за меньшие, чем в России, деньги. Но если бы не было контрсанкций, мы бы сейчас и в России ели дешёвый европейский сыр. Только своих коров, которые дают сыропригодное молоко, становилось бы у нас всё меньше и меньше, а потом, глядишь, и вообще бы не осталось.
Разрушать — легко, а восстанавливать сыроделие и делать всё, считай, заново — трудно. В Европе перепроизводство молока, у нас — недопроизводство. Нет такой волшебной палочки, чтобы раз — и в магазинах полно недорогого и вкусного российского сыра. Корова не может сразу раз — и родить телёнка, а без телёнка она не даст молока. Не могут раз — и взяться из ниоткуда новые молочные стада. Не может раз — и выстроиться сама собой новая сыродельня.
Практически все российские сыроделы пользуются импортными заквасками, потому что мы в этом деле отстали на десятки лет. Очень многие учились у иностранцев (как и основатель российского сыроделия Николай Верещагин) и пользуются иностранным оборудованием. Но сам сыр-то мы можем всё-таки делать сами, из молока выращенных у нас же коров.
«Да лучше бы ели дешёвый импортный! Наши всё равно ничего не умеют делать!» — наверняка ответят мне в комментариях. Мне таким хочется ответить одним простым возражением: так вы же сами, получается, ничего не умеете делать, раз так говорите; сами же и привыкли, выходит, халтурить на работе — как получилось, так и сойдёт. Эти люди не верят в то, что в России могут делать хорошие продукты, потому что судят о других по своей собственной рукожопости и лени.
Так я размышлял, гуляя недавно по району, в котором живу, когда увидел магазин с интересной вывеской «Папин улов».
Он оказался довольно просторным и оттого пустоватым — стоят две витрины с вяленой рыбой, колбасой да салом, холодильник с пивом — и всё. Среди вяленого мяса имеется нарезанный на дольки страус.
А у окна заметил ещё один холодильник — с сыром из Липецкой области, который никогда не видел. Оказалось, какая-то ферма «Казанский луг» из Становлянского района.
В общем, взял я самого обычного их сыра, стоит он 850 р./кг. Так и называется, «Становлянский».
Пришёл домой, попробовал. Нормальный и вкусный сырный сыр.
С ярко выраженной кислотностью — я такое не очень люблю, и вряд ли куплю этот сыр ещё раз. Но уверен, есть много людей, которым он понравится, тем более, что это качественный и симпатичный продукт. (Этикетка, конечно, та ещё, но это дело десятое.)
У этой сыродельни даже сайт есть, но я не буду давать ссылку, потому что там экологизм головного мозга в начальной стадии. Но, повторюсь, сыр «Казанский луг» делает нормальный. Что же плохого, что они его производят? Что плохого в том, что они и сами зарабатывают, и другим работу дают?
И ещё пару слов про магазин, где я этот сыр купил. Таких, к счастью, появляется в Москве всё больше — там можно найти продукты, которые не встретишь в больших магазинах. Правда, я не понимаю, как он там выживет, с площадью раз в пять больше необходимого и с таким агрессивным соседством: в том же доме «Вкусвилл», в соседнем «Мяснов», а рядом ещё несколько супермаркетов.
Всего в паре кварталов оттуда был отличный магазин разливного пива, где даже не столько оно было интересно, сколько какой-то немыслимый выбор вяленой и копчёной морской и северной речной рыбы. И вот, недавно закрылся, не выдержал конкуренции более простых разливаек. Но — посмотрим, может, «Папиному улову» повезёт больше. Тем более, что, как я понял с помощью «Яндекса», это небольшая сеть: первый магазин появился в Ростове-на-Дону, а потом проник и в другие города.
В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — про мощный липецкий квас, про отличный ростовский ресторан Leo Wine & Kitchen и другие истории про еду и путешествия. Пока же можно почитать про хороший мордовский сыр «Сармич Гранд» или про то, зачем Ростовская область сделала собственный бренд «Сделано на Дону». Подписывайтесь!
В конце я по традиции ставлю хорошую африканскую музыку. Сегодня послушаем нигерийца Бонгоса Иквуэ и его песню «Покажите мне мужчину, которому не нужна женщина».