Читая старинные издания, можно узнать очень много интересного об иван-чае и о нашем прошлом вообще. И, в отличие от чтения сомнительных статей из интернета, тут можно быть полностью уверенными, что никто эту историю не фальсифицировал и ничего не приврал из корыстных побуждений.
В интернетах любят писать про Александра Невского, который лично поил свою дружину копорским чаем, про Адольфа Гитлера, который панически боялся целебной мощи иван-чая и приказал давить танками кипрейные поля, и про многих других известных людей, которые будто бы имели к иван-чаю какое-то отношение. Среди них - путешественник Загоскин, врач Бадмаев, академик Павлов, нарком Берия, и даже писатель Николай Гоголь... Но увы, стоит только приглядеться внимательнее - и все эти рассказы об исторических знаменитостях и иван-чае неизменно оказываются ложью.
Хотите узнать, как относился к иван-чаю один очень знаменитый человек - российский император Александр I? Мы разыскали исторический документ на эту тему. Кстати, это - самое раннее упоминание копорского чая, какое на данный момент нам удалось найти в первоисточниках. (Но это не значит, что иван-чая ранее не существовало.)
На дворе 1816 год. Вот уже несколько десятилетий на чайном рынке России распространяется подделка - копорский чай. Торговцы подмешивают его в настоящий чай, от чего страдают кяхтинские купцы, которые возят чай из Китая, а с ними в убытке и государственная казна. Дело приняло настолько серьёзный оборот, что вопрос об иван-чае обсуждался на самом высоком уровне - в Комитете министров, и в конце концов дошёл даже до царя. Комитет министров принял решение: производство копорского чая запретить.
Александр I же заинтересовался проблемой глубже и направил "в экспедицию" специального человека, чтобы на месте выяснить все подробности: из каких растений делают копорский чай, где они растут, как велики поля, когда происходит заготовка сырья, и пр. Вне всякого сомнения, иван-чай был не по душе императору. Получив все сведения, он сделал два дополнения к решению Комитета министров: во-первых, запретил не только изготовление копорского чая, но даже и просто сбор листьев кипрея; во-вторых, приказал печатать в газетах имена торговцев, уличённых в продаже иван-чая. Чтоб не повадно было.
А вот и образец как раз такой публикации. 1837 год, "Коммерческая газета" №115, раздел объявлений. Санкт-Петербургское Губернское Правление извещает жилелей города о том, что один из них, Василий Никонов, отныне не может считаться добропорядочным гражданином и заслуживающим доверия деловым партнёром - решением властей он лишён доброго имени.
Что это означало для человека в XIX веке? Можно вспомнить старинные пословицы - "Лучше глаза лишиться, чем доброго имени", "За доброе имя и честь приготовься и голову снесть", "Доброе имя лучше богатства"... Впрочем, желавших рискнуть хватало и в те времена - очень уж выгодным делом была чайная торговля, если в дорогой китайский чай подмешивать дешёвую копорскую подделку... За что и был сурово наказан Василий Никонов. Весьма вероятно, что его деловая репутация после выхода объявления была безвозвратно загублена, а с нею - и вся торговая карьера.
Ну, а мы на этом примере можем ещё раз убедиться, что иван-чай в царской России отнюдь не был в почёте, как об этом рассказывают нынешние недобросовестные рекламщики (которые не дорожат своим добрым именем).