Это было словно дежавю. Информация для тебя совершенно новая, но слушаешь её, как нечто знакомое, относящееся лично к тебе, словно ты у доктора, который говорит о состоянии ТВОЕГО здоровья. Речь идёт о казаках.
Отношение к казакам в регионах очень разное. Не буду говорить, где какое, скажу за Ростовскую область, куда мы приехали специально, чтобы познакомиться с культурой донских казаков, обосновавшихся в Старочеркасской станице, колыбели донского казачества (есть даже такой геотег в Instagram).
Наш экскурсовод Татьяна Никитична Абрамова (учёный секретарь Ростовского областного музея краеведения), так рассказывала о Ростове, Нахичевани и городках, что проезжаешь на пути к Старочеркасской станице, что невольно проникаешься симпатией к этим местам, да и любому событию, связанному с ними. Смотришь в окно автобуса и представляешь,
- как благодарные армяне ставили памятник Екатерине Великой (на его месте сегодня стоит Карл Маркс),
- почему старшее поколение местных не говорит "пёс" и "рынок", а "собака" и "базар",
- как до 1985 года жители Старочеркасска по воде добирались на Большую землю...
Все запомнили старую мужскую отговорку "Вдруг война, а я уставший", которая объясняет, почему всю тяжёлую работу по дому в казачьих семьях делала женщина.
В Старочеркасске нас встретил директор историко-архитектурного музея-заповедника Андрей Кляндин и экскурсовод старший научный сотрудник Галина Менчикова, кстати, потомственная казачка. С ней мы зашли в самый древний храм на юге России, ныне действующий Войсковой Воскресенский собор, где в это время проходило сразу три экскурсии, а прихожане и приезжие тут же подходили к иконам и ставили свечи.
С историей донского казачества мы знакомились в атаманском дворце Степана Ефремова. Первый этаж выкрашен в белое. Так быстро приводили в порядок дома после наводнений. На втором этаже огромная зала, где можно было устраивать балы. Всё подворье очень похоже на загородный царский двор, где всё своё, всё под рукой.
Большая домовая церковь Ефремовых во имя Донской иконы Божьей матери близко примыкает к территории дворца. Атаман намеренно попросил построить её ближе к дому, дабы его третья жена не выходила за пределы подворья, и никто не мог положить глаз на бойкую казачку, сумевшую покорить сердце атамана. Красавица Меланья Карповна была младше атамана на 20 лет, примерно на столько же она его пережила.
Считалось, что не та семья богата, где муж много добра или денег в дом приносит, а та, где жена знает, как ими распорядиться. В Ростове-на-Дону раньше обучали экономок - будущих казачьих жён, умеющих распоряжаться богатством.
Казачий дом (курень) строился в два этажа из-за частых разливов реки Дон. То есть затапливало всегда. Это сейчас мы всё чаще слышим, что тут и там вода вышла из берегов и люди оказались беспомощны, застигнуты врасплох. А раньше знали, что вода придёт, и даже строили из расчёта, что если и затопит, то зальёт только первый этаж. Поэтому он был кирпичным, стойким для воды, а второй этаж - деревянным, тут и жили. Внизу были разные нежилые помещения: возможно, кухня, мастерская, склад для хранения посуды, рыболовных снастей, утвари, что там ещё может быть?
Между первым и вторым этажами строили балясник (балкон). Утром на него выходила казачка и открывала ставни окон, а вечером закрывала. Есть две версии, почему его так называют:
1) балкон держался на балках, балясинах (вертикальных опорах, предназначенных для крепежа перил к полу, для защиты от падения, а ещё для красоты, т.е. делали их иногда такими резными, словно наличники);
2) казачки выходили на балкон поточить лясы.
А ещё балконы при затоплении служили крыльцом. К нему подплывали на лодке.
Это далеко не всё, что удалось запомнить при знакомстве со Старочеркасской станицей. Впечатлений много. Но ясно одно, что никто не сможет рассказать о культуре народа лучше, чем те, чьи корни глубоко касаются этого рассказа.
Анжелика ЛУКИНА
Фото Елены РОМАНЕНКО