Найти тему
1520. Все о путешествиях

Проводник-инстаграмщик – о быте в вагоне, конфликтах из-за полок и багажа и исчезающем стуке колес

Почему в вагонах бывает душно? Может ли проводник не дать пассажирам обменяться местами? Что бывает, когда в двухэтажном вагоне некуда деть багаж? И как можно совмещать работу и увлечение? На эти и другие вопросы ответил Алексей Уланов – железнодорожный блогер и проводник поезда дальнего следования компании «Гранд сервис экспресс». На его инстаграм подписано более 30 тысяч человек.

Алексей Уланов, проводник компании «Гранд Сервис Экспресс». Ранее работал в ФПК.
Алексей Уланов, проводник компании «Гранд Сервис Экспресс». Ранее работал в ФПК.

Из судомехаников в проводники

Трудоустройство проводником, быт в вагоне и исчезающая романтика

– Алексей, расскажи, пожалуйста, как ты пришел к тому, чтобы стать проводником?

– С детства меня привлекала железная дорога, я гулял рядом с ней и даже иногда видел паровозы. Тогда еще они были очень редкими экспонатами повседневной жизни. Когда мне стукнуло 18 лет, нужно было куда-то устраиваться. Мы с мамой решили зайти на сайт вакансиями и начали искать варианты. В итоге наткнулись на вакансию проводника. Мама спросила, почему бы мне не попробовать.

Я очень боялся, но в итоге пошел, отучился при депо на экспресс-курсах около месяца и устроился на работу. Я отъездил летние перевозки 2014 года, мне все очень понравилось, потом решил прийти поработать в новогодние праздники. Тогда я учился в морском колледже на судомеханика, но специализация мне не нравилась, я в ней ничего не понимал. Поэтому в апреле 2015 года устроился в ФПК уже как кадровый штатный проводник на работу. С тех пор у меня идет непрерывный стаж.

– Как ты отнесся к тем бытовым трудностям, с которыми столкнулся, работая проводником: невозможно нормально поесть, нормально помыться?

– Сперва было тяжело. Хотя мне было проще, чем многим, потому что я местный, я работаю в Петербурге и проживаю в Петербурге. Первое время мне готовила мама, и сейчас она иногда собирает еду в коробку. В новых вагонах есть и холодильник, и микроволновка, в микроволновке себе можно что-то готовить, в холодильнике это держать.

Что касается мытья, то в новых вагонах, штабных, имеются душевые кабины, куда можно ходить. Если такой возможности нет, то из тазика поливаешь себя и моешься. Ну либо над раковиной, не ходить же грязным!

– А как проводники строят личную, семейную жизнь в условиях, когда их неделями нет дома?

– Ситуации бывают разные. У кого-то родственники и любимые люди, в том числе дети, привыкли к такому графику, к тому, что месяцами не видят родителей. Кто-то не смиряется, разводится. Кто-то ездит вместе в поезде, строит отношения там.

– Ты сказал «месяцами». Правда, что месяцами тебя не было дома?

– Да, было такое. Максимальное, по-моему, полтора месяца без выходных. Оформляли работу по совмещению – работаешь норму по основному маршруту и после этого выкатываешь норму по совместительству.

– А как ты отнесся к необходимости делать всякие неприятные вещи в вагоне: убирать туалеты, убирать белье? Было ли это для тебя проблемой?

– Нет, а что в этом такого? Если ты не голыми руками это делаешь, а в средствах защиты, то ничего страшного. Не знаю, чего все боятся.

– Ты можешь ответить, кто вообще идет на работу проводниками, что это за люди?

– Основная масса проводников – это люди из небольших городов. На примере нашего вагонного участка в Петербурге – это люди из Вышнего Волочка, Бологое, Великого Новгорода и прочего такого близлежащего. Это люди, которые не могут найти работу за такую заработную плату, которую они имеют в Петербурге, поэтому едут сюда устраиваться. Есть другая категория людей, которым нравится железная дорога, но энтузиазм со временем пропадает, когда сталкиваешься с проблемами, и понимаешь, что романтики особо нету.

-2

– Что это за такие проблемы, после которых энтузиазм может пропасть?

Когда приезжаешь с рейса, можешь сутки ждать, пока у тебя вагон примут. Когда буйные пассажиры тебя не считают за человека: типа, ты никто в этом вагоне: «Я же заплатил за проезд». Романтика пропадает. Та же романтика стука колес тоже уходит, потому что теперь у нас много где «бархатный путь», а там стык можно услышать через каждые 800 метров.

Отсутствие рундука – это неплохо

Старые и новые вагоны, ненужные рундуки и капризные биотуалеты

– По каким направлениям ты ездишь сейчас?

– Сейчас я езжу из Петербурга в Москву в новых плацкартных вагонах, которые в этом году поставлены Тверским вагоностроительным заводом. Здесь установлено видеонаблюдение по всему вагону, имеется дополнительное освещение в виде софитов, над каждой полкой, кроме боковушек. У каждого пассажира есть розетки.

– А как ты относишься к тому, что вагоностроители отказались от рундуков?

– Они трактуют это заботой о безопасности. В общем-то, я не вижу поводов для беспокойства пассажиров. В вагоне есть видеонаблюдение, и я думаю, что не стоит переживать, что у вас кто-то что-то заберет. А открытые полки – это хорошо и в плане уборки вагона, и удобнее для пассажиров с верхней полки, которым нужно забрать свои вещи и не нужно поднимать для этого нижних соседей.

– Это правда, что новые вагоны все очень капризные с точки зрения туалетов, которые часто засоряются?

– У нас в составе такого не было. Мы, когда делаем повторную проверку документов, предупреждаем пассажиров о том, что у нас в вагоне биотуалеты, и бумагу и мусор туда кидать не надо. Соответственно, пассажир, привыкший к таким вагонам, уже понимает это.

– В каких вагонах вообще ты работал?

– Вагоны были разные, начиная от вагонов каких-нибудь шестидесятых годов, где даже толком вентиляции нет, а розетки на 54 вольта, до новых вагонов последнего поколения. Но я всегда старался выбирать вагоны получше, особенно в последнее время, потому что считаю, что условия труда я должен создавать в том числе себе и сам. Если у тебя в вагоне толком нет микроволновки и холодильника, и ты не можешь умыться, то нужно выбирать себе вагоны получше.

-3

– Ты можешь сказать, что сегодня уже более-менее все вагоны комфортны для пассажира?

– Да, большинство вагонов комфортные, в том числе с биотуалетами и кондиционером, старые вагоны, они сейчас проходят капитальный ремонт, у них появляются как кондиционеры, так и биотуалеты, в старых вагонах появляются даже розетки, ставятся преобразователи. В общем, из старых вагонов пытаются изюминку раритетную сделать, но уже с современными преимуществами для пассажиров.

– А на двухэтажках ездил?

– Конечно, ездил. Там все происходит в автоматическом режиме: вся работа, кондиционеры, двери, освещение, вплоть до того, что через дисплей ты включаешь свет, насосы и нагреватели воды в туалетных кабинах.

Не дал поменяться полками

Жалобы пассажиров, конфликты из-за багажа и искорененные поборы

– Как ты относишься к направлению Петербург – Москва?

– Это короткий рейс, не особо тяжелый, но контингент здесь тоже очень требовательный.

– А у тебя есть нелюбимые направления?

– Да! Это Смоленск, Ярославль и Архангельск. Во-первых, потому что это север, а во-вторых, это поезда с расписанием остановок через каждые 15 минут. Это тяжело, если ты едешь в одно лицо.

– У тебя были конфликтные ситуации в вагоне?

– Были. Например, в кассе девушке продали билет в мужское купе. Девушка приходит и устраивает скандал. В наших интересах урегулировать этот конфликт, чтобы пассажир остался доволен. Ищем, с кем поменяться, если мест уже нет, решаем вопрос с начальником поезда.

– А это правда, что у начальника поезда всегда есть свободные места, куда посадить пассажира?

– Нет, бывает, что все места проданы.

– Ты сталкивался когда-нибудь со спорами в вагоне из-за обмена полками?

– Обмен полками происходит на усмотрение пассажиров, но проводник должен быть в курсе. Потому что если у тебя пассажир едет с Питера до Сочи, а другой пассажир с Питера до Воронежа, и они меняются, то может получиться так, что в Воронеже на место поменявшегося сядет новый человек, который не захочет ехать не на своем месте. В таких ситуациях меняйтесь с кем-то другим либо вообще не меняйтесь. При покупке билета вы же сами смотрите, куда и что вы покупаете.

-4

– Ты не всегда разрешал меняться?

– Нет. Недавно была ситуация, когда люди менялись с пассажиром из другого вагона. Он ко мне пришел, но был нетрезв, и я отказал ему в обмене, потому что не хотел в своем вагоне людей в состоянии алкогольного опьянения.

Еще я сталкивался с конфликтами из-за размещения багажа в двухэтажных поездах. Там нет третьих полок, и пассажиру верхней полки некуда девать свои вещи. Если пассажиры с нижней полки не дают разрешения на размещение багажа внизу, то мы предлагаем вариант с покупкой багажной квитанции и размещением багажа в багажном купе в штабном вагоне.

– Пассажирам, наверное, это не нравится?

– А что им еще делать, потому что в правилах написано, что пассажиры с нижней полки имеют преимущество. Контингент же бывает разный, в том числе не совсем понимающий. И если они запрещают, то верхнему пассажиру ничего не остается делать, как сдавать багаж. Не спать же с ним в обнимку.

В плацкартных вагонах ситуация разрешается очень легко. Закинуть вещи можно или в соседнюю купешку, или вообще на боковую полку. У тебя же не все пассажиры едут прямо с забитыми багажом полками.

– На тебя жаловались когда-нибудь пассажиры?

– Да. Была официальная жалоба, которая гласила, что у пассажира на подушке были волосы, что во время стоянки у них не работало отопление и что я, мол, им сказал, что оно появится, когда поезд поедет.

– Это правда, что если даже проводник не виноват, а на него нажаловались, он все равно будет виноват?

– Ситуации разбираются индивидуально, но суть такова, что пассажир всегда прав.

– Ты в той ситуации был виноват?

– Частично.

– Недавно украинские проводники рассказали, что у них процветает система поборов, что все проводники обязательно должны собирать с пассажиров определенную сумму на продаже продукции и передавать ее начальнику поезда, иначе их увольняют. Есть ли что-то подобное в России?

– Не могу говорить про все вагонные участки, но расскажу про вагонный участок, на котором работал. Здесь такого нет. В принципе изначально такое было везде, но искоренилось. Были ситуации, когда ловили начальников поездов, брали, грубо говоря, с поличным. Были ситуации, когда студенты жаловались на «горячую линию». И постепенно это сошло на нет.

Если в вагоне душно

Климат в вагонах и некомпетентные проводники

– Вижу в Сети очень частые жалобы пассажиров на климат в вагонах. И сам сталкиваюсь с этой проблемой. Так вот, насколько современные вагоны способны обеспечить комфортный климат?

– В современных вагонах имеется система автоматического «климат-контроля», которая поддерживает определенно настроенную температуру. Иногда бывает, что датчик температуры, расположенный в вагоне, может немного грешить. Но это не критично.

-5

– А почему может не быть притока свежего воздуха, почему бывает душно?

– Это бывает при неисправности вагона. Или если проводник не включает вентиляцию.

– А почему он может ее не включать?

– Либо забывает, либо некомпетентный.

– А почему тогда это такая проблема, почему на нее так много жалоб?

– Пассажиры индивидуальны. Берем плацкарт, где 54 пассажира. 23 градуса – одному пассажиру это может быть холодно, а другому – жарко.

– Что ты делаешь, если к тебе приходит пассажир и говорит, что ему не нравится температура?

– Если ему жарко, я сделаю на градус ниже. Если будет холодно, я предложу плед. Но я все равно могу регулировать только в пределах нормы – от 20 до 24 градусов.

– Есть ли сегодня проблема с температурой в каких-то вагонах, которые еще остались?

– Конечно, в старых вагонах. Бывают вагоны и без вентиляции, но их можно встретить только на дополнительных поездах, допустим, в летний период. Ну уже реже, чем в прошлые годы.

Попал в наводнение в Сочи

30-тысячный инстаграм, увлечение фотографией и стихия на побережье

– Расскажи про свою блогерскую деятельность, когда и при каких обстоятельствах ты стал вести свой блог в инстаграме, на который подписано более 30 000 человек?

– Начиналось просто с того, что мне нравились поезда, и когда я учился в колледже, мне просто говорили: «Почему бы тебе не выкладывать это в Инстаграме?» Сперва я снимал на какой-то простой фотоаппарат, цифровой. Потом на телефон, а потом заработал денежку и купил себе первую зеркалку. С этим фотоаппаратом я проходил четыре года, и только в марте 2019 года я уже позволил себе полнокадровый фотоаппарат.

– Ты постепенно копил своих подписчиков или были какие-то особо удачные посты, после которых приходило много людей?

– Постепенно. Люди, которым нравится железная дорога, просто замечали в рекомендациях этот контент и подписывались. Самое популярное событие в моем инстаграме – это когда в прошлом году я попал в наводнение, когда затопило дорогу в Сочи, мы тогда оказались отрезанными с двух сторон, в Лазаревском размыло мост, а в Туапсе – дорогу. Стояли мы там два дня. Я посвятил этому всего два поста, но они оказались очень востребованы.

– Что необычного в фотографировании поездов?

– Ну это надо найти места, подгадать, когда поедет поезд, найти время, чтобы был правильный свет, чтобы повезло с погодой. Мне поезда фотографировать проще, чем людей, но тем, кто фотографирует людей, наверное, будет потяжелее фотографировать поезда.

– Ты сталкиваешься с противостоянием железнодорожных охранников? Раньше они довольно активно запрещали снимать.

– Изначально бывало такое, что даже вызывали службу безопасности филиала, но в службе безопасности просто указывали, что можно фотографировать, а что нельзя. Суть была проста: можно снимать все, что видят пассажиры из окна своего поезда. А что не видят – в частности, внутри депо: экипировка составов и прочее – такое фотографировать нежелательно. С такой логикой я и фотографирую. Однажды вызывали даже полицию, но в итоге результатов это никаких не приносило, и я продолжал снимать то, что мне было нужно.

Но в последнее время с ними не сталкиваюсь, потому что фотографирую подальше – либо с высоты, либо издалека. Сейчас неинтересно, какой подвижной состав, а интересен именно подвижной состав в каком-то пейзаже, в каком-то именно живописном месте.

– Как у тебя хватает времени совмещать работу проводником и блогерство?

– У меня просто и фотоаппарат, и ноутбук всегда с собой катаются.

– А как твои коллеги и руководство относятся к твоему увлечению, и знают ли они вообще, что ты еще и блогер?

– Все знают о моем увлечении, фотографии всем нравятся, и все это увлечение одобряют. И руководство тоже одобряет, но очень пристально следит за каждой публикацией.

– На что ты снимаешь сейчас?

– Сейчас снимаю на кадровый фотоаппарат Nikon D750 и на объективы: портретник Nikon 50mm 1.8, широкоугольник 14-25mm 2.8, телевик Nikon 28-300 3.5-5.6.

Вагоны те же, но отношение другое

Новая работа, перспективы и Крым

– Судя по твоим постам, ты недавно перешел на работу из Федеральной пассажирской компании («дочка» РЖД по пассажирским перевозкам) в «Гранд Сервис Экспресс». Почему?

–Я всегда думал, что не нужно сидеть долго на одном месте, нужно пробовать что-то другое. «Гранд Сервис Экспресс» стал поводом сменить обстановку. Ну, обстановка особо не сменилась, просто одни вагоны сменились на другие вагоны, но с лучшими условиями труда и отдыха, с четким графиком, стабильной зарплатой и адекватным руководством.

-8

– Оно правда адекватное?

– Да. С нами советуются, держат за людей, спрашивают, что нам нужно из оборудования, нет постоянных проверок.

– Я слышал о том, что «Гранд Сервис Экспресс» будет перевозить пассажиров в Крым. Так ли это?

– Я не располагаю такой информацией. Нас звали на запуск поездов по маршруту Петербург – Москва. Речи про Крым не было. Но если нам достанется обслуживание Крыма, то это будет круто.

– Ты хочешь поработать в поезде «Гранд экспресс», который считается самым фешенебельным на линии Москва – Петербург?

– Нет, пока нет. Я еще не сталкивался с контингентом пассажиров из СВ и Люкса. Пока я еще не дорос до этого поезда.

– Чего ты хочешь в своей профессии дальше, не надоело ли тебе работать проводником и какие ты видишь перспективы?

– Пока сижу на месте, думаю, со временем что-нибудь предложат. Уже были хорошие предложения с переездом в Москву, но у меня не было высшего образования. В этом году я только поступил на «вышку».

– Ну и главный вопрос. Ты считаешь себя хорошим проводником?

– Да, я хороший. Покупайте билеты в мой вагон. [Смеется]

– Анонсируй свои поездки в инстаграме!

Дзен-канал Алексея здесь.