Каждая крупная игровая компании в процессе своей деятельности сама формирует своё лицо. Это такой абстрактный визуальный образ, состоящий из наиболее знаковых для компании персонажей, сеттингов, подконтрольных студий, платформ, сервисов и, разумеется, самих игр.
Сегодня на месте лица у Ubisoft осталось только невнятное месиво из второсортных опенворлодов, протухших франшиз, безликих игр-сервисов и особенно омерзительных уродств вроде свежей Ghost Recon Breakpoint. Но так было не всегда.
Лучшие годы
В нулевых логотип Ubisoft на заставке вполне мог расцениваться как знак качества. Три части перезапущенной Prince of Persia были очень приняты тепло игроками и критиками, серия Splinter Cell подвинула хитовые Hitman и Metal Gear Solid в жанре стелс-экшенов, а проработанная вселенная приключенческой Beyond Good & Evil до сих пор не отпускает фанатов. В те времена Ubisoft была компанией, которая делает необычные, смелые, но неизменно высококачественные и крайне увлекательные игры.
Не совсем удачный запуск горячо ожидаемых Assassin’s Creed и Far Cry 2 несколько подкосил репутацию французов в конце 00-х, но Ubisoft быстро вернула себе всеобщее признание силами великолепных Assassin’s Creed II и Far Cry 3. Это были высшие точки развития ключевых для компании франшиз, которые впоследствии свалились в формат потокового производства, собирались по одному принципу и до последнего эксплуатировали наработки прошлых частей. Именно тогда родились шутки про «симуляторы вышек» и «юбисофтовский конвейер ассасинов».
Последними достойными релизами Ubisoft неожиданно стали мультиплеерные сессионки Rainbow Six: Siege и For Honor. Обе игры предлагали свежие концепции соревновательного мультиплеера, были качественно исполнены и получили плотную пострелизную поддержку. Вероятно, воодушевлённые успехом сессионок, Ubisoft решили поставить на поток ещё и кооперативные игры-сервисы Division и Ghost Recon Wildlands.
Конвейер дал сбой
Когда за один год необходимо выпустить в релиз сразу несколько гигантских опенворлодв времени на обкатку новых идей и детальную проработку деталей просто не остаётся, и не важно сколько десятков подразделений по всему миру трудятся над этой задачей. Монструозная Assassin’s Creed Odyssey была собрана быстрее, чем предыдущая Origins, что не могло не сказаться её качестве. Подробнее о том, почему Odyssey была не развитием, а самой настоящей деградацией я писал ещё в своём обзоре.
Удивительно, но релиз Odyssey оказался вполне успешным как коммерчески, так и репутационно. Аудитории всё нравилось, конвейер только наращивал обороты, и в 2019-м выдал ещё три песочницы в открытом мире — Far Cry New Dawn, Division 2 и злосчастную Ghost Recon Breakpoint. Тут то всё и затрещало по швам.
New Dawn была по своей сути ленивым аддоном к Far Cry 5, но продавалась как отдельная игра. Division 2 не предлагала ничего свежего, кроме Вашингтона — гораздо более скучной локации, чем заснеженный Нью-Йорк. А вот Ghost Recon Breakpoint оказалась не просто ленивой копипастой прошлых наработок, но самым настоящим мусором. Максимально вторичная, кривая и безыдейная Breakpoint стала самой низко оценённой ААА-игрой от Ubisoft, провалилась в продажах и заставила руководство компании оправдываться перед акционерами за слитый финансовый квартал.
Смена парадигмы и новое начало
Некоторые «крупные» отечественные игрожуры активно транслируют в массы своё мнение о том, что недовольство и хейт комьюнити в адрес разработчиков и издателей никогда не приводят ни к чему хорошему, а лишь тормозят развитие индустрии. Так вот, это мнение — клиническая бредятина, противоречащая простейшей логике отношений производителя и потребителя, а нынешняя ситуация с Ubisoft — ярчайшее тому подтверждение.
Руководство Ubisoft публично признало провал последних игр, согласилось с ошибочностью текущего подхода к производству контента и объявило о переносе находящихся в разработке крупных проектов. Стоит понимать, что перенос релиза даже одной игры — это всегда движение от интересов инвесторов к интересам игроков, чреватое крупными финансовыми потерями. Здесь же перенесли сразу три игры: Watch Dogs: Legion, Rainbow Six Quarantine и Gods & Monsters, что тут же обернулось обвалом стоимости акций Ubisoft.
Кроме того, Ubisoft изменила подход к утверждению новых проектов, о чём сообщил хорошо нам всем известный редактор Kotaku. Теперь в приоритете не тысячу раз изъезженные и давно протухшие механики, а смелые и свежие идеи, которые позволят сделать новую игру уникальной, кардинально отличной от предыдущих проектов компании. Это ли не то самое, чего мы все ждали от Ubisoft последний десяток лет?
Любые формы обратной связи от конечно пользователей так или иначе полезны всем сторонам, и в долгосрочной перспективе ведут к оздоровлению индустрии, чтобы вам не впаривали некоторые «эксперты». Это не история про «жрите, что дают», даже если дают Mass Effect: Andromeda, создатели которой не справились с возложенной на них ответственностью, за что и были справедливо выставлены за дверь обтекать. Эта история, как и история с Breakpoint, была не победой хейтеров над творцами, но общей победой индустрии над стагнацией и загниванием.
Ubisoft сделала первый и самый трудный шаг на пути к возрождению, и быть может, через несколько лет у французской компании наконец появится новое прекрасное лицо, избавленное от закостенелых уродств. А если нет, то Ив Гиймо с друзьями всегда может отправиться делать мобильные игры для китайцев вместе Tencent. По играм уровня Far Cry New Dawn и Ghost Recon Breakpoint горевать никто не будет.
Отмечайтесь в комментариях и подписывайтесь на мои каналы в Дзене, Телеге и ВК. А ещё очень рекомендую почитать мой материал о рождении компании Ubisoft и её первых шагах в индустрии — это уникальная штука в российских интернетах.