Парфюмерный критик и журналист, исследующий запахи в культуре, Ксения Голованова разбирается в День cвятого Валентина в мифах вокруг афродизиаков
Есть такие духи, которыми можно приманить любого?
Нет
Духи нельзя рассматривать как универсальное средство соблазнения, потому что все мы, к счастью, разные — та же тубероза, которую в последнее время назначили ответственной за всю парфюмерную эротику, для кого-то пахнет резиной и сырым мясом (хотя и в том и другом при желании можно найти свой секс). Ваш культурный бэкграунд, личный душистый опыт, «карта памяти» — вот что определяет, сочтёте ли вы сексуальным тот или иной запах. Что до «приманить», то есть такие духи — Obsession for Men от Calvin Klein. Не далее как осенью прошлого года на него поймали тигрицу, которая долго терроризировала жителей индийской Падхаркавады: предполагается, что содержащийся в нем цибетон, вещество с мускусным запахом, кошки воспринимают как запах метки.
То есть феромоны все-таки существуют?
Конечно
Феромоны — это вещества, выполняющие роль химических сигналов между животными. У последних они чаще всего определяются обонянием (носом или, например, усиками у рака): когда молекула феромона попадает на рецептор, он посылает сообщение в мозг. То, что происходит потом, зависит от сигнала — далеко не все, как бы на это ни напирали парфюмерные маркетологи, призывают к срочному спариванию. Помимо половых феромонов есть, например, социальные, в частности сигналы тревоги, которыми вовсю пользуются такие высокоорганизованные насекомые, как пчелы. К сожалению или к счастью, существование человеческих феромонов всё ещё не доказано.
Но все же мускус пахнет очень секси...
Возможно
В том смысле, что парфюмерные мускусы — большое, даже огромное семейство очень разных запахов: некоторые пахнут свежестью и чистотой, другие — чем-то «грязным» и звериным. Словом, это абстракция (и синтетика: натуральный мускус по этическим соображениям в современной парфюмерии не используют). Что касается «секси», то Тане Санчез, соавтору парфюмерного критика Луки Турина, лютансовский Muscs Koublai Khan напоминает «подмышку погонщика верблюдов, неделю не видавшего проточной воды» — не самая очевидная эротика.
...и жасмин пахнет очень секси
Возможно
Опять же, в деле восприятия запахов всё очень индивидуально: что Ксении хорошо, то Матвею смерть. Но есть, действительно, в жасмине нечто такое, что волнует людей самых разных возрастов и профессий, особенно северян — вероятно, его плотная ассоциативная связь с отдыхом, медовым месяцем, каникулами (жасмин, как мы помним, культура южная). А если совсем серьёзно, то вот вам научное исследование: несколько лет назад ученые в Рурском университете установили, что у женщин гедион — исключительно популярный в парфюмерии душистый материал с ароматом жасмина — активно задействовал участок гипоталамуса, отвечающий за сексуальное возбуждение. Первыми гедион использовал Dior в своем классическом мужском одеколоне Eau Sauvage, который, как известно, очень любил Стив Маккуин. А Маккуина, в свою очередь, любили все, но дело, мне кажется, не в гедионе.
Гурманские ароматы —
вот верный афродизиак!
Нет
Давайте сначала определимся с самим понятием. Обычно афродизиаками называют вещества, усиливающие половое влечение и половую активность, причём, как правило, это продукты питания — для «розжига» нередко советуют черную икру, устрицы, женьшень, сельдерей и так далее. Здесь есть своя логика: в устрицах (и во многих других морепродуктах) есть цинк и селен, важные для баланса половых гормонов как у мужчин, так и у женщин, а некоторые соединения в корне женьшеня расширяют сосуды — что хорошо для развития и удержания эрекции. Но для этого женьшень неплохо бы съесть — просто нюхать его бесполезно. Тем более что гурманские ароматы обычно вертятся вокруг совсем других, чаще всего сладких вещей — ванили, жжёного сахара, сгущенки. Восприятие этих запахов очень субъективно: людей, которые ненавидят все ванильное — от духов до секса, в мире великое множество.