Это короткая статья без намерения переубеждать или уговаривать. Опыт говорит, что переубедить большинство невозможно.
“Пример - это не доказательство”. Пословица
А кроме примеров-то у меня и нет ничего. Но, если задуматься, то даже "Закон" - это пример, просто обширный.
Для кого статья?
Для:
- умных родителей,
- способных принимать решения при недостатке доказательств.
Вы понимаете, что первое не всегда предполагает второе?
Конечный продукт школы
Звучит банально, но конечный продукт школы - ЕГЭ. Ученик, сдавший ЕГЭ на "хорошую" оценку.
Но конечный продукт - это ведь полезный продукт, предполагающий его дальнейшее использование?
Где можно использовать ЕГЭ?
При поступлении в ВУЗ. Более нигде. То есть НИГДЕ.
Но в хорошем ВУЗе нужно учиться.
Только тогда есть смысл тратить еще 5-6 лет жизни, чтобы получить диплом - еще один "конечный продукт", который можно будет где-то еще полезно применить. Эту часть я пропускаю: логика, думаю, понятна?
Помогает ли “Качественно сданный ЕГЭ” качественно учиться в ВУЗе? Далеко, далеко не всегда. Проверьте. пожалуйста, статистику, поговорите с преподавателями.
Почему?
Что, если в секции легкой атлетики … Нет, давайте возьмем бокс.
Что, если в секции бокса человек 11 лет тренировал бы “Силу удара”?
Есть в залах специальные “настенные подушки” с динамометром. Но многие чемпионы не знают “силы своего удара” ... Мой тренер, МСМК на мой вопрос сказал: “Понятия не имею”.
Что - удар в боксе не важен!? Важен, но это не самая важная составляющая.
Как говорил тот же МСМК: “Нужно еще суметь попасть”.
Обучение и способности?
Я веду речь о способностях.
Возможности делать что-то полезное с хорошим качеством. Не о случайно выбранном параметре, вроде “Силы удара” или “Оценки по математике”.
Успех в жизни зависит не от “оценок”, а от способностей.
А какую способность 11 лет тренирует школа ?
Вы можете сами подыскать нужное слово. Например - “память”. Или “подсознательный импульс соответствовать шаблону, не смея сделать даже шаг в сторону из-за риска снижения оценки”.
Но среди этих слов вы не обнаружите тех, что обозначают ценные для успеха в жизни качества.
- Способность оценивать данные.
- Принимать разумный риск, брать ответственность, не бояться ошибок, даже любить их. Осознание, что не ошибаясь, невозможно достичь вообще ничего ценного.
- Понимание, что единственный способ гарантированно стать в жизни банкротом - следовать широко известным шаблонам, чужим, протоптанным дорогам.
Ничего такого вы не обнаружите среди тех способностей, которые развивает образование, ориентированное на конечный продукт: ЕГЭ.
Так что делать-то?
Налицо противоречие:
- ЕГЭ сдавать нужно, потому, что … Понятно.
- Образование, ориентированное на ЕГЭ - конец еще не начавшейся карьеры, враг успеха.
Лично мне формулирование противоречия часто дает уже готовый ответ.
Конечно, ЕГЭ лучше сдать и сдать нормально. Но …
Противоречия разрешаются
- либо в пространстве,
- либо во времени.
Остальное - варианты.
Например, так.
Можно бОльшую часть времени и ресурсов посвящать обучению, а на ЕГЭ натаскаться незадолго до его сдачи. Именно натаскаться - по другому сдать ЕГЭ не получится.
“Тогда в чем разница!?”
Если человек научился понимать способом, отличным от запоминания, то ему совсем несложно “натаскаться на ЕГЭ”.
Обратное не верно: натаскавшись на ЕГЭ, человек понимать не научится никогда.
А это ведет к банкротству.
Я желаю Вашим детям стать успешными людьми. В жизни. Ну и ЕГЭ пусть сдадут хорошо.