Переживания, изолированные от внешних обстоятельств жизни человека, оказались чуждыми и враждебными лирике- Маяковского потому, что переживания самого поэта вызывались волнующими советский народ событиями жизни страны, т. е. общим, ставшим, наконец, «кровным достоянием субъекта», факторами объективной, социалистической действительности, вбираемой лирическим «я» поэта революции в орбиту своего бытия.
После смерти Маяковского некоторые критики писали о том, что Маяковский-лирик откроется полностью только теперь, когда будет изучено все его поэтическое наследство, в котором, как предполагали эти недальновидные критики, обнаружится немало лирических стихов, не предназначавшихся для печати.
В действительности таких интимно-лирических стихотворении у Маяковского не оказалось, потому что самой интимной его те мой. была тема революции и коммунизма. Его неоднократные заявления о влюбленности в коммуну о неразделимости понятия счастья, любви и
ком мунизма прямые доказательства этого.
Он писал такие стихи, которые не могли носить характера частных дневниковых записей самодовольного человека, отгородившегося от жизни узко-личным счастьем, потому что вопрос о личном счастье не прост.
Идейно-художественное новаторство Маяковского - лирика и заключается прежде всего в том, что он с предельной возможностью расширил узкие рамки лирических переживаний человека, сблизил поэзию с жизнью, обогатил личность ее не посредственными связями с действительностью, ее активными действиями, направленными на переделку мира.
Маяковский отдавал себе полный отчет в том, что своим идейно-художественным новаторством в области поэзии он обязан Октябрьской революции, в корне изменившей строй жизни нашего народа, ее организатору и вдохновителю — коммунистической партии большевиков, вооружившей поэта самым передо вым марксистско-ленинским мировоззрением и тем самым нау чившей его правильно видеть и понимать жизнь.
Большевистская партийность, означающая беззаветную пре данность и бескорыстнее служение великим идеям марксизма-ленинизма и политике большевистской партии, претворяющей эти великие идеи в жизнь, и была основным творческим принципом послеоктябрьского Маяковского-лирика.
Маяковскому, обретшему в дни революции «новые, огромные идеи», было ясно, что «только Октябрь, освободивший искусство от работы на брюхастого, выцилиндренного заказчика, дал фактическую свободу искусства» и что «только в спайке с рабочей революцией — расцвет искусства будущего.
Подлинно свободная его поэзия оказалась в высшей степени партийной потому, что она была вызвана к жизни и вдохновлен на великой идеей социализма, героической борьбой нашего на рода за претворение этой великой идеи в действительность.
Продажным, душевно опустошенным творцам вырождающегося буржуазного искусства поэт противопоставлял писателей молодой советской, открыто связанной с пролетариатом лите ратуры, которых он назвал «водителями мирового искусства, носителями авангардных идей»
Будучи неразрывно связанным с революционным движением, перестраивающим не только Россию, но и весь мир, поэт не мог не считать политику нашей партии, стоящей во главе этого движения, своим самым личным делом и поэтому, самым пер вым предметом своей лирической поэзии.
«Недостаток партийной определенности, партийной органи зованности, — писал В. И. Ленин в 1917 г., — означает клас совую неустойчивость...».3
«Прочь маску беспартийности, да здравствует ясность и опре деленность политической линии! — таков наш пароль
учит нас товарищ Сталин.
«Самое сильное наше оружие — большевистская мысль», — заявлял Маяковский, считавший политику большевистской партии жизненной основой своего советского государства.
С первых дней Октябрьской революции и до последних дней своей жизни Маяковский был верен своему «избранному стя- ГУ>> всепобеждающим идеям марксизма-ленинизма, являющегося мировоззрением нашей партии.
Партийная определенность творческих позиций после октябрьского Маяковского — поэтического проводника «ленинских дел и ленинских книг» — разумеется, не могла примирить поэта с крепко укоренившимися в поэзии традициями старой, индивидуалистической лирики.
Поэтому его борьба за новую поэзию социализма носила характер острой и принципиальной литера турно-политической борьбы с реакционно - идеалистическими основами поэзии «проплеванных эстетов», солидаризирующихся «с иностранными беленькими».
Вместе с тем, Маяковский призывал пролетариат, армию его рабочих корреспондентов, являющуюся могучим резервом социалистической литературы, отковать свое перо и самим научиться «пером атаковать» и «самим защищаться пером».