Понятие внутренней мотивации тесно связано с внутренней ценностью. Под внутренней мотивацией понимается мотивация, которая анимируется личным удовольствием, интересом или удовольствием, и обычно контрастирует с внешней мотивацией, которая манипулируется путем усиления непредвиденных обстоятельств. Как правило, манипулирование внешними мотивами осуществляется путем предоставления вознаграждений, которые могут быть как материальными (например, деньги, классы, привилегии и т.д.), так и нематериальными (например, похвала).
Однако внешняя мотивация может возникать и другими способами. Например, теория самоопределения различает несколько различных типов механизмов регулирования, которые могут выступать в качестве подкрепления. Внешнее регулирование соответствует самому низкому уровню самоопределения, когда поведение мотивировано желанием получить вознаграждение или избежать наказания.
Введенное регулирование возникает, когда поведение определяется внутренним давлением, таким как обязанность или вина. В соответствии с установленными правилами, физические лица идентифицируют или находят лично важными причины осуществления той или иной деятельности. Наконец, в рамках комплексного регулирования регулирующий орган фактически согласуется с другими ценностями и потребностями человека и становится частью его самоидентификации.
Последний вид регулирования наиболее близок к внутренним мотивам. Педагоги обычно считают внутреннюю мотивацию более желательной, чем внешнюю, и некоторые исследования показывают, что результаты обучения на основе внутренней мотивации лучше, чем результаты обучения на основе внешней мотивации.
С ценностями тесно связаны интересы, которые относятся к "интерактивным отношениям между индивидуумом и определенными аспектами его или ее окружения". Интересы зависят от содержания, могут рассматриваться и как государство, и как черта характера, и включают в себя как когнитивную, так и как эмоциональную составляющие.
Существует множество эмпирических данных, которые связывают интерес с эффективностью или достижениями. В литературе по интересам проводится различие между индивидуальным или личным интересом и ситуационным интересом. Индивидуальный интерес относится к относительно стабильной характеристике, разработанной в отношении конкретного предмета или темы.
Такой интерес приводит к постоянному выполнению задания в течение длительного периода времени, более пристальному вниманию, способности сосредоточиться и повышению качества обучения и удовольствия, даже среди детей младшего возраста. Ситуационный интерес, с другой стороны, является более непосредственным, аффективным и переходным, в зависимости от условий выполнения задачи.
Таким образом, некоторые использовали метафору "подвох" для обозначения ситуационного интереса, а "удержание" - для обозначения индивидуального интереса. Характеристики задач, которые могут вызвать больший интерес, включают личную актуальность, новизну, уровень активности и понятность.
Наконец, цели человека связаны с причинами, побудившими его/ее участия в выполнении заданий. Цели можно разделить на цели мастерства (которые можно сравнить с внутренними ценностями) и цели производительности (которые можно сравнить с внешней мотивацией).
Цели мастерства сосредоточены на обучении в интересах обучения, в то время как цели эффективности работы - на высокой успеваемости. Цели мастерства связаны с высокой воспринимаемой способностью, анализом и планированием задач, а также верой в то, что усилия улучшают способность человека.
С другой стороны, цели эффективности связаны с суждениями о достижениях, классах или внешних вознаграждениях. Альтернативной основой для классификации целей является сравнение целей, связанных с эго (аналогичных целям производительности), с целями, связанными с задачами (похожими на цели мастерства).
Студенты, перед которыми поставлены задачи, озабочены следующими вопросами: Как я могу выполнить эту задачу и чему я буду учиться? Такие студенты с большей вероятностью выбирают сложные задания.