Найти тему
Психолог Марина Володина

Способ эффективного общения

Процесс эффективного общения основывается на эмпатии — осознанном сопереживании эмоциональному состоянию другого человека. Распознавание чужих эмоций, понимание их причин и последствий, предвидение обоснованного этими эмоциями поведения и умение использовать эту информацию для установления контакта — таковы качества человека с развитой эмпатией.

Есть люди с врождённым даром эмпатии, они уже в детском возрасте отличаются «житейской мудростью», умением добиваться своего посредством гибкости в общении. Конечно, этот уровень эмпатии можно считать неосознанным.  По мере взросления человек набирается опыта и развивает способность к сочувствию, сопереживанию, умению поставить себя на место другого человека и понять его состояние. Все профессии, связанные с общением, предполагают наличие таких способностей. Следовательно, эмпатию нужно развивать. Как же это сделать?

Как и любое качество, эмпатию можно развить с помощью определённых упражнений. Вот некоторые из них.

  • Анализ собственного поведения. Прежде чем понимать чувства других людей, нужно научиться понимать себя и свои эмоции. Далеко не все способны вести дневник, описывая свои эмоции и поступки. Но анализировать, «почему я так поступил и что из этого вышло», необходимо всем. Главное: понять взаимосвязь между той или иной эмоцией и определёнными действиями. Научившись понимать себя и предвидеть собственное поведение в определённых условиях, мы будем более внимательны к состоянию других.
  • Разговор «глаза в глаза». Учитесь внимательно смотреть на человека, фиксируя, например, цвет его глаз. При этом вы устанавливаете с ним прямой контакт и чувствуете его эмоциональный настрой, а собеседник ощущает себя важным для вас. При таком контакте вы сможете считывать выражение лица и настроиться на его эмоциональную волну.
  • Поза доверия. Определённое положение тела может либо располагать к себе человека, либо отталкивать или держать в напряжении. Если вы сидите прямо и ровно, уверенно стоите в открытой позе (не сцепив руки за спиной и не спрятав их в карманы), не занимаете положение «сверху вниз», то собеседник будет спокойнее себя чувствовать.
-2
  • «Сканирование эмоций». Каждый из нас способен в первые секунды общения почувствовать эмоциональное состояние человека. Вот он вошёл в комнату, и мы понимаем: расстроен. Только из окна увидели, а уже чувствуем: радостный. Уже потом наступает момент осознания, из чего мы сделали такой вывод. Стоит немного на этом моменте задержаться: походка изменилась, поза, мимика, жесты? Если у близких людей это более-менее понятно, то с чужими людьми нужно анализировать и накапливать признаки состояний. Один в плохом настроении избыточно активен, другой пассивен, а третий начинает провоцировать на скандал. Только найдя взаимосвязь между эмоциями и поведением конкретного человека, мы можем найти к нему подход.
  • «Управление голосом». Все понимают, что тембр голоса, скорость речи, разнообразие интонаций (не говоря уже о содержании слов и особенностях речи) не только говорят нам об испытываемых человеком эмоциях, но и являются сильным средством воздействия. Используйте это для установления контакта (или разрыва его). Иногда одно междометие (например, «Ну да») может передать очень много информации или поменять поведение человека. Попробуйте произнести это с недоверием, обидой, покорностью, безысходностью, уверенностью и т. д. Получается абсолютно разный результат.
  • Соблюдение границ. У каждого человека свои границы, нарушение которых он ощущает всеми органами чувств. Расстояние между людьми не только несёт информацию об их взаимоотношениях или чувствах (стремление приблизиться или отодвинуться), но и является важным условием установления контакта. Даже абсолютно безобидная фраза, сказанная чрезмерно близко, может быть воспринята как агрессия. И наоборот: комплимент, сказанный на расстоянии, будет воспринят как формальность. Ищите оптимальное расстояние с собеседником, в зависимости от ваших целей.
  • «Эмоциональный словарь». Обогащайте свою речь разнообразными словами, словосочетаниями, цитатами, поговорками, образными выражениями, имеющими эмоциональное содержание. Используя их, вы не только яснее объясните, что вы сами чувствуете, но и позволите собеседнику раскрыть своё эмоциональное состояние. Словами можно не только «рисовать» образы, но и создавать эмоциональное поле. А если ещё подключить цвет, музыку, запахи, то без всякого гипноза можно повлиять на мысли, чувства и поступки других.

 Есть известное высказывание психолога Тары Мейер Робсон: «Когда вы начинаете осознавать свои эмоции, вы начинаете управлять собственной жизнью». Его можно продолжить: «Если вы осознаёте эмоции другого человека, вы можете управлять и им».