Гениальная оценка, которую в 1935 году дал Маяковскому товарищ Сталин, вызвала к жизни около сорока газетно-журнальных статей и ряд общих критико-биографических работ о поэте, авторы которых в основном правильно ставят вопрос об основополагающем значении лирической поэзии Маяковского.
Общий недостаток статей о лирике Маяковского заключается в том, что они нередко носят декларативный характер, что из всей суммы вопросов в них изолировано рассматриваются лишь некоторые вопросы лирической поэзии Маяковского, как правило, без учета непрерывного идейно-художественного роста и развития поэта, что проблема лирики Маяковского не ставится в связь с решением проблемы социалистической лирики вообще и т. д- и т. п.
Цель настоящей работы и состоит в том, чтобы по мере сил и возможностей ее автора, хотя бы частично, восполнить эти пробелы в изучении творчества зачинателя поэзии социализма.
Оценка Маяковского как «лучшего, талантливейшего поэта нашей советской эпохи», данная товарищем Сталиным, определяет возможность широкого, подлинно научного изучения много гранной деятельности Маяковского, является руководящим положением и в разработке темы Маяковский-лирик.
Сталинская оценка Маяковского вооружила исследователя его лирической поэзии твердым и ясным пониманием того, что из всех советских поэтов именно Маяковскому удалось политически правильнее и художественно выразительнее, чем другим, запечатлеть нашу великую советскую эпоху, эпоху самой острой борьбы за коммунизм, что именно ему основательнее и глужбе всех других поэтов-современников удалось постигнуть и худо жественно раскрыть дотоле неизвестные мировой поэзии качества характера нового советского человека — борца, строителя, воина, его благородно-возвышенные мысли и чувства.
Величайшее значение сталинской оценки Маяковского со стоит в том, что она нанесла сокрушительный удар по антипатриотической, эстетской, космополитической и открыто вражеской критике, в свое время утверждавшей, что Маяковский не пролетарский, не революционный поэт.
Правильное понимание Маяковским конечных целей и теку щих задач революции, бескорыстное служение народу, родине, коммунистической партии, т. е. все то, что и явилось содержа нием его послеоктябрьской поэзии, позволило В. И. Ленину в марте 1922 г., когда Маяковский еще не достиг вершин своего поэтического мастерства, положительно оценить его сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся».
Ленинские слова, угадывающие тенденции дальнейшего идей но-художественного роста и развития боевого поэта революция, помогли Маяковскому утвердиться на позициях социалистического реализма и создать непревзойденные образцы социалистической поэзии.
По установившейся традиции художественную литературу до сих пор делят на три рода —эпос, лирику и драму, классическую характеристику которым дал в свое время В. Г. Белинский в знаменитой, не утратившей своего значения и сегодня статье «Разделение поэзии на роды и виды».
Считая драматургию синтезом эпоса и лирики, «венцом поэзии», об отличии лирики от эпоса он писал: «В эпосе субъект поглощен предметом; в лирике он не только переносит в себя.
Иными словами говоря, лирика есть поэтическое выражение субъективных мыслей и чувств человека, одна из форм художественного отражения и познания объективной действительности, частью которой является и сам человек, действительности, про шедшей через сознание поэта и индивидуализированной им, окрашенной в те или иные оценочные его эмоции.
Поэтому «содержание лирического произведения не есть уже развитие объективного происшествия, но сам субъект и все, что проходит через него».
Однако мысль и чувства субъекта «и все, что проходит через него», отливаясь в эмоционально-выразительные слова лирика, обретая свое «особое существование», как бы объективизируются, становятся достоянием не только автора, но и мас сы его читателей и слушателей, превращаясь в определенную силу влияния на них. Понятно, что степень этого влияния находится в прямой зависимости от многих факторов, в частности от личности поэта, являющегося главным героем лирической поэзии его мировоззрения и таланта.
Чем выше сознание поэта, чем шире и глубже его знание жизни и активнее участие в ней, чем разностороннее и богаче духовные его интересы, тем ярче проявится его талант, доступнее будут ему тенденции развития человеческой личности и общества, тем обобщеннее, типичнее по литически острей, ближе и понятнее массам будут его мысли и чувства, тем большей силой воздействия на жизнь будут они об ладать.