О том, что домашние задания в первом классе запрещены нормами СанПиН, знают все родители. Тем не менее, практика в школах очень разная: где-то действительно обходятся без домашних заданий, а где-то родителям уже в 1 классе в полной мере приходится познать, что такое проекты по окружающему миру, решение задач и списывание текста.
Так почему школы знают про СанПиН, но намеренно нарушают нормы? У опытных учителей есть свои аргументы. Именно они, как правило, и настаивают на обязательном выполнении домашних заданий.
- Невозможно иметь красивый почерк без системной работы. Нужно много практики. Почему раньше ученики в подавляющем большинстве имели красивый почерк? Потому, что много тренировались. Конечно, в современном мире красивый почерк уже не является большой ценностью. Однако, расшифровку подпись ребёнок в будущем должен писать читаемыми буквами.
- Аналогично с освоением сложения и вычитания. Нужна постоянная тренировка. Понятно, что школьных уроков (особенно, если часть времени ушла ещё и на установление дисциплины) просто недостаточно, чтобы ребёнок смог уверенно считать.
- Контакт между родителями и детьми. В первом классе не каждый ребёнок имеет мотивацию для выполнения домашних заданий, психологически они могут ещё не понимать зачем необходимо его выполнять. При этом, необходим контроль за посадкой во время выполнения письма, положения пишущего предмета в руке. Соответственно, без вмешательства родителя – не будет эффективной работы. А это - лишний повод для родителей и детей что-то сделать вместе (хотя именно с этим аргументом родители и спорят. Выполнение уроков с детьми не всегда способствует сближению, а даже наоборот – отношения портятся).
- Обратная связь с учителем. Если задание задали, то его должны проверить. Иначе теряется сам смысл работы. Таким образом, учитель может лишний раз оценить те или иные способности ученика, сделать определённые выводы.
Часто бывают случаи, когда родители даже сами просят задавать домашнее задание. Как правило, учителя всегда откликаются на такие просьбы.
Тем не менее, должна быть золотая середина. Одно дело, тренировка письма и вычисления, совсем другое проекты по окружающему миру, которые должен выполнять родитель (т.к. ребёнку это не под силу). Или же бессонная ночь, потраченная на зубрёжку стихотворения, т.к. учитель задал его накануне. Не надо мучить ни себя, ни ребёнка, пока есть на это возможность. Чтобы не ломать сложившуюся систему в классе и не ругаться с другими родителями (которым эти проекты по окружающему миру могут доставлять удовольствие) поговорите с учителем. Объясните свою позицию, попросите просто не требовать у Вашего ребёнка выполнения заданий, которые Вас не устраивают. Поэтому сохранится видимость проверки домашних заданий, но у Вас будет законная передышка до наступления 2 класса.
А Вы как считаете: детей нужно приучать к домашним заданиям с первого класса? Или можно подождать до второго?