Найти тему
Cheesy's Channel

Всадник без головы, расисты и Бэтмен: Комедийные хорроры в 1920-е

Оглавление

Привет и с Хэллоуином! В первом выпуске «Истории комедийных хорроров» вы узнаете о про карикатурных японцев, первое использование движущейся камеры, самую старую и самую точную экранизацию «Всадника без головы» и предтечу Бэтмена.

Знаете, какой был самый первый фильм ужасов? «Прибытие поезда». Не, ну а что, всем было страшно, зрители думали, что поезд мчит прямо на них и сейчас вылетит из экрана.

То было зарождение кинематографа, никто не знал “правил игры”, не делил картины по жанрам и каждый шел во что горазд. Был набор движущихся картинок, да и фиг с ним. Но, как в случае и с видеоиграми веком позже, индустрию охватил быстрый прогресс. Кинематографисты пустили свою фантазию в безудержный пляс — и вот у нас уже появились первые зачатки драм, боевиков, комедий и ужасов.

Историк Фил Харди в своей книге «Энциклопедия фильмов ужасов» отмечает, что первым хоррором стоило бы считать «Замок дьявола» (1896) Жоржа Мельеса. В этой картине нам показали дьявола в виде летучей мыши. Эта картина уже по атмосфере намного ближе к комедии со своим желанием больше рассмешить и удивить, чем напугать.

Даже шестнадцатиминутная версия «Франкенштейна» Томаса Эдисона (1910) пыталась смягчить углы и сосредоточиться на мистических и психологических проблемах, которые можно найти в этой истории, а не на крипоте.

До выхода «Кабинета доктора Калигари» зрителей как-то не пристало доводить до испуга. Хотя у хорроров была длинная история на сцене и в книгах, зрителям потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к неуютным ощущениям от просмотра. К тому же, тут не далее как несколько лет назад приключились вполне реальные ужасы Первой мировой войны.

Большая часть материала для немых комедийных фильмов ужасов пришла со сцены. Так, в 1909 году Пол Дики и Чарльз Годдард написали пьесу «Охотники за привидениями». Она достигла значительных успехов, и к 1914 году появилась ее киноверсия, которая сейчас утеряна, равно как еще 80-90% всех немых фильмов.

В 1922 году пьесу повторно экранизировали. Критики были не очень довольны комбинацией жанров, считая, что в «Призрачном разрушителе» элементы ужасов гораздо интереснее, чем элементы комедии. Но вернемся чуть назад, в 1920 год.

One Exciting Night (1922)

С успехом прогремела театральная постановка «Летучая мышь» — мелодрама с вкраплениями мистики. Успех привлек внимание легендарного режиссера Дэвида Гриффита, который отчаянно искал новый хит.

-2

Возможно, вам эта фамилия покажется знакомой. Если нет, то я напомню. Гриффит, не побоюсь этой фразы, единолично создал профессию кинорежиссера. То, что раньше считалось ремесленничеством, доступным любому после внимательного чтения пары методичек, стало искусством. Дэвид привнес множество новаторских монтажных склеек и операторских приемов, активно экспериментировал с темпом повествования и не боялся поднимать острые темы.

Гриффит стал широко известен в 1915 году, после выхода скандального «Рождения нации», который является фильмом столь же внушительным и прорывным, сколь и расистским. Изобразив Ку-клукс-клан героями, восстановившими порядок на юге США, Гриффит попал под огонь справедливой критики.

Мотивы режиссера нельзя оправдать, но можно понять. Дэвид был ребенком Юга, его отец служил в армии Конфедератов и был героем гражданской войны. Он делился с юным Гриффитом множеством рассказов о сражениях, изрядно порой романтизируя события. Эти истории произвели на ребенка огромное впечатление, и когда Дэвид стал режиссером, он использовал рассказы своего отца в качестве основы для нескольких своих фильмов.

Гриффит попытался искупить свой фанатичный посыл в драме «Нетерпимость» (1916), но репутация у него уже была подпорчена. Несмотря на то, что Дэвид продолжал улучшать свои режиссерские навыки в «Сломанных цветах», «Пути вниз на восток» и «Сиротах шторма», финансового успеха уровня «Рождения нации» он так и не достиг.

Режиссер пребывал в поисках идеи, которая выстрелит. Он чувствовал, что успех пьесы «Летучая мышь» можно легко перенести на большой экран, да еще и за малые деньги. Под псевдонимом Ирэн Синклер он написал сценарий, который был по сути рип-оффом пьесы, так как на покупку прав тратиться не хотелось.

После своего релиза фильм получил не слишком впечатляющий отклик аудитории. Гриффит решил, что проблема с фильмом заключалась в том, что ему не хватало впечатляющей кульминации, которую зрители ожидали от его постановок. И тут случилось то, что я бы назвал первыми масштабными пересъемками в истории кино, да еще и под влиянием эдакого фокус-теста. Дэвид привел актеров обратно и снял новый, дорогой финал, включающий страшный шторм.

И знаете, по меркам того времени это был и впрямь эффектный финал. Так сложилось, что у Гриффита уже были реальные кадры ураганов, которые он снимал ранее, поэтому он перемешал их с кадрами шторма, воссозданными в студии. Настоящий и студийный шторм не везде совпадают, но тем не менее по меркам эпохи смотрелась сцена мощно

Деревья из картона и макеты сегодня выглядят довольно фальшиво, но монтаж и построение кадров столь мастерское, что на искусственность закрываешь глаза.

Сам же сюжет представлял собой запутанную мешанину комедии, мистики и мелодрамы. Девушка-сирота, родившаяся в Южной Африке, была удочерена и привезена в Америку. Ее приемная мать настаивает на свадьбе с парнем, в которого девушка отнюдь не влюблена. По воле сюжета их заносит в загородное поместье. Бутлегеры тайно укрываются там же, но незадолго до появления гостей лидера банды убивают. Кроме того, где-то в поместье спрятана большая сумма денег, а также доносятся странные звуки, происходят загадочные явления и проводится полицейское расследование.

-3

Комедийные элементы полны откровенного расизма, старый-добрый блэкфейс здесь доведет до инфаркта любого жителя штатов, а прочие шутки — на любителя.

На момент выхода 2 октября 1922 года «Одна захватывающая ночь» была достаточно хорошо воспринята зрителями и критиками того времени. Однако расходы покрыть не удалось, режиссер загнал себя еще сильнее в долги, а карьера покатилась все ниже и ниже. Так никогда Гриффит и не достиг прежних успехов, несмотря на редкие удачи в среде критиков.

Тем не менее, «Одна захватывающая ночь» остается новаторским фильмом. Как и многие фильмы Гриффита, он является грандиозным экспериментом. Более поздние комедийные хорроры лучше балансировали между жанрами, да и сюжет в них был поинтереснее, но Гриффит задал вектор развития всему направлению, за что и спасибо.

The Headless Horseman (1922)

Первая экранизация истории Ирвинга «Всадник без головы» вышла в 1922 году. В роли Икебода Крэйна снялся комик Уилл Роджерс.

Сценарий верен оригиналу настолько, что в плашках с подписями есть строки, взятые напрямую из книги. Еще более аутентичным картину делает то, что вместо съемок в студии, ветеран немого кино Эдвард Вентурини снял фильм в реальных местах, которые Ирвинг использовал в своей истории. Так, съемки проходили в Тэрритауне и его окрестностях, на настоящих голландских фермах, в лесных массивах и мостах. А то, что продюсерская компания назвала себя «Корпорацией „Сонная лощина“», многое говорит о том, с какой любовью команда подошла к экранизации.

Крэйн по сюжету — озлобленный и тупой учитель в деревне Сонная Лощина. Он начал подкатывать к богатой девушке Катрине. Сам он человек весьма суеверный, потому охотно начал верить в легенду, что по деревне шастает некий всадник без головы. И, в какой-то момент, он и впрямь начинает шастать.

Интересным моментом является то, что это был первый фильм, снятый на панхроматической негативной пленке, которая была одинаково чувствительна к каждому цвету спектра, благодаря чему картинка ощущается не настолько плоской.

Говоря об эффектах и каких-то впечатляющих сценах — во «Всаднике без головы» очень мало таковых, но те, что все-таки есть, довольно неплохи.

Их пик достигает в сцене, где всадник, снятый в двойной экспозиции, скачет верхом на лошади. В фильме присутствуют длинные сцены без монтажных склеек и крупные планы, которые снимали с движущегося транспортного средства. Подобные операторские приемы были в новинку в то время.

«Всадник без головы», выпущенный сразу после Хэллоуина 1922 года, остается одной из самых верных версий истории, изложенной в кино. Да, были экранизации более пугающие, типа «Сонной Лощины» Тима Бертона, были более смешные, вроде «Икебод и мистер Жаб» 1949 года от Диснея — но эта была более всего пропитана любовью к оригиналу.

The Bat (1926)

Постановка The Bat, которую я уже упоминал ранее, достигла киноэкрана в 1926 году благодаря Роланду Уэсту, который до этого снял «Монстра» с Лоном Чейни. Он был первым фильмом, где появился типаж «безумного доктора», хотя в памяти многих остался образ изобретателя Ротванга из «Метрополиса», появившийся на экранах в 1927 году. Хотя в «Монстре» были элементы комедии, Уэст нащупал подходящую для себя тональность лишь в «Летучей мыши». На протяжении десятилетий фильм считался утерянным, в восьмидесятых же его наконец-то разыскали и теперь он доступен на DVD.

-4

Давайте сразу перейдем к плюсам. Пред нами предстает великолепно выглядящий фильм с богато обставленными декорациями. Уэст использовал визуальный стиль, явно тяготеющий к немецкому экспрессионизму. Декорации фильма геометричны, с подавляющим преобладанием вертикальных объектов, стремящихся ввысь. Также здесь много лестниц всех сортов, а некоторые кадры предельно стилизованы. Игра с тенями также весьма хороша.

В операторах был Уильям Мензис, который позже поучаствует в создании «Унесенных ветром». Так как фильм идет всего 88 минут, его темп довольно бодр, а действие не стоит не месте. Впрочем, это не спасает от хронической скуки, в которой я себя застал спустя полчаса.

Сюжет с виду прост, но постоянно внедряет новые детали. Преступник в костюме гигантской летучей мыши готовится ограбить банк, но видит, что в банке орудует другой вор. Проследив за ним, Летучая мышь оказывается в доме умершего банкира. Неизвестный похититель прячет награбленное, после чего в дом стекается огромное количество народа, у каждого свои мотивы здесь находиться.

К сожалению, по сценарию происходит слишком много всего — все герои суетятся, куда-то бегают, что-то трогают, верещат, в действие раз за разом вводят новых персонажей, а старых никак не раскрывают. На фоне играет одна и та же зацикленная мелодия, которая сменилась всего раз — да и то на полминуты. Глупо было бы предъявлять фильму практически столетней давности столько претензий, но право слово, тут они кидаются в глаза только так.

Юмор тоже довольно средний и сводится, по большей части, к кривляниям горничной, а также довольно расистскому отображению дворецкого-японца, который ходит с подчеркнуто искусственным гримом, говорит много с акцентом (да, я сужу лишь по плашкам с текстом), а всего герои его подкалывают и называют Япошкой. О чудесные времена были!

Крупные планы «летучей мыши» удались на славу. Он реально весьма криповый, а уж как смотрелся в то время, и представить не могу. Огромные заостренные уши, отвратительные клыки — он представляет собой настоящего монстра еще до того, как фильмы о них вошли в моду. Его облик является одним из самых запоминающихся образов эпохи немого кино.

-5

Это один из фильмов, который вдохновил Боба Кейна на создание «Бэтмена». Здесь даже существует даже своего рода «сигнал летучей мыши», когда мотылек появляется в фарах автомобиля, а его тень напоминает гигантскую летучую мышь.

Из других вещей, на которые косвенно повлияла картина — идея убийцы в маске, убивающего людей одного за другим в старом доме, является основой для практически каждого маньяка из слэшеров 80-х. Смотреть «Летучую мышь» хорошо ночью — его жутковатая атмосфера искупает множество других недостатков, а однообразное музыкальное сопровождение чуть ли не введет в состояние транса.

The Cat and the Canary (1927)

Одной из самых популярных «триллерных» пьес двадцатых годов была комедия ужасов Джона Уилларда «Кошка и Канарейка» 1922 года. В пьесу вошли все классические составляющие историй про «старый темный дом»: интрига с завещанием, дом с привидениями и маньяк по имени Кот, который находит убежище в особняке, терроризируя всех гостей.

После успеха постановки президент Universal Pictures Карл Леммл хотел извлечь выгоду из успеха после того, как «Летучая мышь», будучи тоже экранизацией пьесы, успешно прошла в прокате. Сначала Джон Уиллард немного колебался, стоить продать пьесу Голливуду или нет. Он опасался, что экранизация в конечном счете лишит его постоянного источника денег.

Но Леммл убедил создателя оригинала в том, что фильм только увеличит популярность пьесы, поэтому автор уступил. Уилларда не попросили адаптировать сценарий, а отдали это на откуп Альфреду Кону и Роберту Хиллу.

Следующим шагом был поиск режиссера. Леммл был очень впечатлен фильмом Waxworks (1924), снятым немцем Полом Лени. Широко известный как шедевр немецкого экспрессионизма, Waxworks — один из первых омнибусных фильмов, сюжет которого разворачивается в музее восковых фигур. Картина принесла Лени международную известность, и Леммл дал ему шанс поработать в Голливуде.

Одной из вещей, которая впечатлила руководство студии, была склонность режиссера к юмору, которая контрастировала с мрачными темами фильма. Леммл чувствовал, что режиссер сможет объединить экспрессионистские находки, немецкую готику и черный юмор.

В дополнение к его руководящим обязанностям, Пол Лени также был художником и сценографом. Он разработал декорации для «Кошки и канарейки» вместе с Чарльзом Холлом, который позже создал декорации для «Дракулы» и «Франкенштейна».

Во время съемок фильма Лени хотел, чтобы его актеры казались достаточно напуганными. Он часто неожиданно бил в гонг, чтобы держать актеров, скажем так, в тонусе.

«Кошка и канарейка» вышла в сентябре 1927 года и сразу же стала хитом. Критики приняли ее тоже весьма радушно, и даже небольшая кучка наших зрителей о нем знает.

Как мне показалось, атмосфера в этой картине будет чуть послабее, чем в «Летучей мыши», зато по всем остальным пунктам — он на голову круче. Сюжет о том, как наследницу одного богатея хотят свести с ума не то призраки, не то родственнички-конкуренты, проще, но и следить за ним интереснее.

-6

Музыкальная часть не раздражает, а порой и работает на визуал и юмор. Актеры переигрывают, но не больше, чем это нужно для создания комедийного эффекта. Тут даже плашки с диалогами изобретательны — в особо нагнетающие моменты они анимированы.

Ну и еще один жирный плюс — Лени не заинтересован в статичной операторской работе. Его камера движется, прячется за углами, мчится по коридорам. Особенно хорошо это бросается в глаза в прологе. Этот вид виртуозной операторской съемки до сих пор используется в современных фильмах ужасов, доказывая, что стиль Лени остается невероятно влиятельным.

В общем, в отличие от «Летучей мыши», этот фильм я могу порекомендовать без скидок на возраст.

А потом случился октябрь 1929-го. Для нас эта дата мало что скажет, но большинство американцев сразу поймут — это время обвала фондового рынка и начала эпохи Великой депрессии. Что иронично, это время совпало с рождением первого настоящего фильма ужасов — «Дракулы» Тодда Браунинга. Выводы, как говорится, делайте сами.