Найти в Дзене

Робот-компаньон - друг или помощник?

Автономного робота-компаньона можно рассматривать как особый вид служебного робота, специально разработанного для личного пользования в домашних условиях.

Предполагается, что спутники роботов будут общаться с непрофессионалами естественным и интуитивно понятным образом. Роботы, разработанные для дома, - это растущая индустрия как с точки зрения исследований, так и с коммерческой точки зрения.

Исследование взаимодействия человека и робота все еще является относительно новым по сравнению с традиционной служебной робототехникой, где, например, роботы доставляют больничное питание или предоставляют услуги по обеспечению безопасности, области применения, требующие относительно минимального взаимодействия человека и робота.

https://www.pinterest.com/pin/252060910382004171/
https://www.pinterest.com/pin/252060910382004171/

Однако все чаще предполагается, что роботы участвуют в социально-гуманитарном взаимодействии. В идеале, роботы в домашних условиях должны уметь выполнять широкий спектр задач, включая образовательные функции, домашнюю безопасность, ведение дневника, развлечения, доставку сообщений и тому подобное.

В настоящее время не существует роботов, способных эффективно, точно и надежно выполнять все эти задачи. Однако в настоящее время ведутся исследования по разработке таких роботов.

Все больше и больше исследуют отношение людей к роботам и их восприятие. Например, "Sony Aibo", автономный развлекательный робот для дома, призванный вызывать эмоции и проявлять инстинкты, способности к обучению и росту, часто используется в исследованиях взаимодействия детей с роботами.

Дизайн Aibo был вдохновлен поведением и внешним видом собак. Aibo психологически привлекателен как для взрослых, так и для детей с точки зрения жизненных сущностей, психического состояния и социальных сближений.

автор GAIMARD /  взято с pixabay.com
автор GAIMARD / взято с pixabay.com

Роботизированная няня, с одной стороны, будет играть с детьми и кормить их, а с другой стороны, может привести к тому, что ребенок не будет иметь никаких человеческих взаимоотношений и воспринимать взаимодействие роботов как норму.

Роботизированный помощник/компаньон сможет организовать ваши встречи и исследования, отследить документы, но может привести к ощущению, что взаимодействие с роботом проще, чем взаимодействие
с человека.

Робот может выполнять всю работу по дому, но вполне может стать причиной трудностей в отношениях дома, поскольку он слишком эффективен и заставляет чувствовать себя ненужным.

Похоже, что если робот не сможет оправдать ожидания пользователя, он будет разочарован и не будет вовлечен в работу робота. Если робот по внешнему виду очень похож на человека, но при этом ведет себя не так, то возникает опасность нарушения взаимодействия человека и робота. Это может даже вызвать чувство отвращения к роботу.

Методы, используемые в психологии, могут стать полезной отправной точкой для изучения подхода, ориентированного на человека, для компаньона-робота.

Принимают ли люди идею компаньонов-роботов в доме?

Опрос показал, что большинство участников положительно восприняли идею создания интеллектуального сервисного робота. Результаты показали, что у молодых людей, как правило, есть позитивные чувства к домашним роботам, в то время как пожилые люди больше боятся перспектив появления роботов в доме.

Большая часть людей положительно относится к идее робота-компаньона. Люди часто цитировали, что они хотели бы, чтобы будущий робот выполнял роль слуги, похож на человеческую роль дворецкого.

автор botlibre / взято с pixabay.com
автор botlibre / взято с pixabay.com

Более глубокое изучение инструкций по обучению, необходимых для того, чтобы стать компетентным дворецким, может помочь в проектировании будущих компаньонов-роботов. Например, дворецкие должны знать, как осторожно ждать отданного приказа, чтобы выполнить задание, и когда поговорить со своим работодателем.

Это требует большой осведомленности и чуткости к социальным ситуациям. К другим задачам, которые должен выполнять компетентный дворецкий, относятся: надзор за персоналом, обеспечение охраны и безопасности, открывание дверей/телефона, приготовление пищи и проведение общественных мероприятий.