Найти тему
Мир Итальянского Кино

5 шедевров мирового кино

По фильмам Лукино Висконти

В мировом кино второй половины XX века Лукино Висконти был и остается ключевой фигурой, стоящей в одном ряду с Антониони и Феллини. Итальянец, воспитанный французским кино, он часто обращался к сюжетам из совершенно иной по духу австро-германской культуры.

Лукино Висконти родился 2 ноября 1906 года в Милане. Его отец носил титул герцога Висконти ди Модроне, владел замком в Ломбардии, честно служил Савойской династии, покровительствовал театру Ла Скала и в 1914 - 1919 годах возглавлял миланский футбольный клуб «Интернационале». Мать была дочерью богатого промышленника.

Представитель одной из ветвей аристократического рода Висконти. Его полное имя и титул — дон Лучано Висконти ди Модроне, граф Лонате Поццоло, синьор ди Корджело, консиньор ди Сомма, Кренна и Аньяделло, миланский патриций.

Всего Висконти создал 19 фильмов, более сорока драматических и 20 оперных спектаклей и два балета. Многие постановки он же сам и оформил как художник.

Редакция ИТФиС предлагает вашему вниманию 5 самых знаменитых фильмов «Великолепного Лукино».

Рокко и его братья (режиссер – Л. Висконти, совместно с киносценаристом Сузо Чекки д’ Амико, 1960)

-2

Фильм снят по мотивам отдельных новелл книги Джованни Тестори (итальянского писателя, драматурга, искусствоведа, литературоведа, сценариста).

В центре сюжета фильма – бедная семья из Южной Италии. Вдова и четверо ее взрослых сыновей, пытаясь найти заработок, переселяются в Милан, где живет пятый брат. Висконти выделяет двух братьев как главных героев – Симоне (Ренато Сальваторе) и Рокко (Ален Делон). Они полные противоположности – грубый и жестокий боксер Симоне и тонкий, ранимый и беззащитный Рокко. Когда они оба влюбляются в проститутку Надю, трагедия становится неминуемой.

принцип классического семейного романа 19 века. Историю распада отдельной семьи, он возводит в степень социального обобщения.

«Рокко и его братья» был первым фильмом Висконти, который имел значительный коммерческий успех в Италии, хотя он и столкнулся с определенными проблемами с цензурой. Перед выходом в широкий итальянский прокат из ленты был удален ряд сцен (в целом она была урезана на 45 минут), а позже ее отказывались демонстрировать в Милане.

2. Леопард (режиссер - Л.Висконти, 1963)\

-3

Действие фильма происходит на фоне падения города Палермо перед отрядами гарибальдийцев. Фильм снят по книге потомственного аристократа Джузеппе Томази, 11-го князя ди Лампедузы «Il Gattopardo» (книгу переводят как «Гепард», а когда вышел фильм Висконти, то название перевели, как «Леопард»).

Известный своим перфекционизмом, режиссер, добивался полнейшей аутентичности в кадре. «В этом фильме я стремился рассказать историю одного человека и историю некоторого общества, чье умирание мне хотелось представить сквозь призму сознания моего героя, не поступаясь при этом исторической правдой, - говорил он в интервью. - Снимать картину я старался в «естественных» интерьерах… Мы убрали все предметы, изготовленные после 1860 года, чтобы сохранить в неискаженном виде общий облик дворцового интерьера: нашей целью было передать сицилийский аристократический стиль, отличающийся от стиля римских и миланских дворцов».

3. Гибель богов (Режиссер – Л.Висконти, 1969)

-4

Фильм «Гибель богов» повествует о семье немецких промышленников, о нравственном одичании верхушки общества и приходе к власти фашистов. Центральным эпизодом фильма стала «ночь длинных ножей» 20 июня 1934 года, когда по приказу Гитлера были уничтожены главари штурмовых отрядов (СА). Эта сцена считается одной из самых сильных антифашистских страниц мирового кино. «У меня была идея, - вспоминал режиссер, - рассказать об одной семье, в лоне которой совершаются преступления, остающиеся фактически безнаказанными. Где, как и когда в современной истории могли случаться такие факты? Только во времена нацизма. В период нацизма учинялась резня, совершались убийства массовые, убийства отдельных людей, и все это оставалось безнаказанным. Вот почему я развернул историю этой семьи - которая должна была стать семьей стальных магнатов - в обстановке Германии времен подъема нацизма...» - писал Висконти.

4. Смерть в Венеции (режиссер - Л. Висконти, 1971)

-5

Это кинофильм-притча, экранизация одноименной новеллы Томаса Манна, затрагивающая тему жизни и смерти. Место действия фильма – курорт Лидо близ Венеции, куда переживающий духовный и творческий кризис композитор Густав фон Ашенбах приезжает отдохнуть. Здесь он привлечён красотой молодого Тадзио, отдыхающего в Лидо с семьёй. Тем временем в Венеции распространяется эпидемия холеры. В эти дни композитор вспоминает важнейшие моменты своей жизни, оценивает и переоценивает их заново. Но болезнь добирается и до него...

Это фильм - размышление об эфемерности всего прекрасного в жизни: красоты, любви, и юности.

Сам Висконти написал об этом: «Прежде всего: я не нахожу, что то, о чём говорит мне Манн в «Смерти в Венеции», так жестко датировано в том смысле, что сегодня уже превзойдено. Я бы сказал, тема этой новеллы - а её можно переосмыслить как тему «смерти искусства» или как тему превосходства «политики» над «эстетикой» — всё ещё остается современной».

5. Семейный портрет в интерьере (режиссер - Л. Висконти, 1974)

-6

Этот предпоследний фильм режиссёра, который перенёс инсульт и был вынужден присутствовать на съёмках в инвалидной коляске, является, пожалуй, самым личным в его кинокарьере. Это подтвердила смерть мастера, последовавшая через 15 месяцев.

Профессор (Берт Ланкастер) - разочарованный интеллектуал, благородного происхождения, который давно отгородился от реального мира и стал коллекционером, исследователем картин старых мастеров, изображающих безмятежные сцены семейного счастья. Позиция отшельника - не допускать ни проблем, ни хамства чужих людей - оказывается разрушенной помимо его воли. В его мир врываются бесцеремонная маркиза Бьянка, утонченная красавица (Мангано), которая снимает верхнюю квартиру для своего альфонса Конрада (Бергер).

С точки зрения противопоставления искусства и жизни, «Семейный портрет в интерьере» отстаивает идею, которой Лукино Висконти был верен со времён неореализма: искусство - не замкнутый интерьер, а открытый мир, в котором продолжают жить люди.

***************

Если вам понравилась статья и вы хотите больше узнать о мире итальянского киномира, поддержите нас, поставьте лайк и вступайте в нашу группу ИТАЛЬЯНСКИЕ ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ