Фильм о потерянных истинных ценностях, по мотивам Оруэлла, Бредбери и Замятина
Ударно-трогательное кино
Фильм сценариста и режиссера Курта Уиммера "Equilibrium" (2002 г., США) – это фантастика с намеками на реальность. Там много скрытого смысла и полезных намеков, про свободу и сенсорику, про пресную эстетику и спасительную кинестетику. Само многозначительное название "Экви-либриум" – это множество степеней свободы, удержание равновесия, выбор оптимального пути.
Основная фабула фильма:
В мире будущего, после 3-ей мировой войны, во избежание 4-ой, установлен строгий режим – запрещено все, что пробуждает эмоции и чувства: книги, искусство, музыка. Выхолощенное общество, без чувств и эмоций, без права ощущать: даже малейшее проявление человеческих чувств считается преступлением и карается смертью. Все поставлено с ног на голову и в этом найдена некая стабильность. "Законопослушные" регулярно принимают специальное лекарство против чувственности "либриум".
Наделенный интуицией правительственный агент Джон Престон успешно находит и уничтожает тех, кто нарушает правила. Но однажды он не принял очередную дозу лекарства, отчего вступил в противоречие с самим собой и с начальством. Престон открыл для себя богатство ощущений, испытал мучительное духовное превращение и встал во главе "чувствующих" повстанцев.
В сюжете "Эквилибриума" достаточно много позаимствовано у Джорджа Оруэлла ("1984"), Рэя Бредбери ("451 градус по Фаренгейту") и Евгения Замятина ("Мы"). Эти произведения часто упоминают, когда говорят о телевизионном зомбировании, о тотальной цифровой слежке и о скрытых политических манипуляциях. Но сейчас не об этом. Не менее важно и то, что мы обедняем свою жизнь, отказываясь от ощущений.
Вот в "Эквилибриуме" показали, к чему это ведет. Там своеобразная "сенсорно-контрастная" атмосфера, и множество ярких "кинестетических" образов.
Там даже рамки на зеркалах запрещены. Все интерьеры в "официальном Эквилибриуме" строгие, бесцветные и прямолинейные – без малейших украшений и пробуждающих чувства предметов.
Подробнее про мебель, пробуждающую чувства, смотрите в материале: "Формируй настроение через телесное окружение"
Трогательные образы
В том мире человеческая природа все-таки взяла свое – люди отвоевали свое право ощущать. Увы, и в нашем мире многие люди сильно обедняют жизнь, страдая от недостатка сенсорного опыта. Не какой-то злоумышленник, не злые политики лишают нас чувств – мы сами "отсекаем" от себя богатство ощущений.
Современные электронные коммуникации и цифровые гаджеты уводят нас слишком далеко от "близких" взаимодействий, перегружают мозг, но обедняют сенсорику. Поскольку прошедшие три-пять миллионов лет наши предки общались, взаимодействуя "телесно" и полагаясь на невербальное общение, приходится признать, что наш биологический аппарат оптимизирован именно для такого типа взаимодействий – тысячелетия эволюции сделали общение людей "лицом к лицу" и "тело к телу" более предпочтительным.
Чувства наших современников, увы, обеднены и "разбалансированы". Как средство общения, осязание постепенно исчезает, и людям его не хватает, чтобы хорошо себя чувствовать.
Нам необходимо заново учиться чувствовать, чтобы жить яркой и наполненной жизнью, чтобы быть успешными и гармоничными.
Тут могут помочь подобные "сенсорно-обогащенные" фильмы и книги. В них собраны своеобразные "чувственные сгустки".
Например, в "Эквилибриуме" несколько раз звучит фраза из стихотворения Уильяма Батлера Йейтса:
Я бросил свои грезы тебе под ноги –
Ступай мягче, ведь ты шагаешь по моим мечтам.
А вот характерный фрагмент из хорошо известного произведения Бредбери "451 градус по Фаренгейту":
"Он бежал по белым плиткам туннеля, не обращая внимания на эскалаторы, – ему хотелось чувствовать, как ДВИЖУТСЯ его ноги, руки, как сжимаются и разжимаются легкие при каждом вдохе и выдохе и воздух обжигает горло".
Не мечом, так ган-катой
Удачная находка режиссера фильма – эффектный стиль пистолетного боя, так называемая Ган Ката (Gun Kata).
Это выдуманный стиль ведения боя с помощью огнестрельного оружия. "Теория" в том, что позиции участников перестрелки и траектории огня статистически предсказуемы. В результате один мастер Ган Каты может уложить множество противников, стреляя не целясь и легко уклоняясь от вражеских пуль. Курт Виммер сам придумал этот стиль, до него еще никто так не снимал поединок на пистолетах, который смотрится красиво и зрелищно.
В этом фильме современное огнестрельное оружие "скрестили" с движениями из древних единоборств.
Подобные формальные комплексы поз и перемещений есть в разных восточных боевых искусствах. В древнекитайской практике тайцзи такие типовые наборы движений называются "формы", в каратэ – ката, в спортивном ушу – таолу, во вьетводао – кюйен. Они имитируют бой с противником или другие психомоторные действия. По сути, они являются квинтэссенцией самых эффективных движений и способов взаимодействия с окружающей средой. Во многих единоборствах практикуется и работа с предметами, где оттачиваются движения с предметами (меч, посох, веер и др.).
Подробнее про возможности единоборств в работе над собой смотрите в материале: "Древнекитайский ускоритель мозга"
И, напоследок, еще одна цитата из Бредбери:
"И сейчас мы начнем наш путь, мы будем идти и смотреть на мир, мы увидим, как он живет, говорит, действует, как он выглядит на самом деле. Теперь я хочу видеть все! И хотя то, что я увижу, не будет еще моим. когда-нибудь оно сольется со мной воедино и станет моим "я". Посмотри же вокруг, посмотри на мир, что лежит перед тобой! Лишь тогда ты сможешь по-настоящему прикоснуться к нему, когда он глубоко проникнет в тебя, в твою кровь и вместе с ней миллион раз за день обернется в твоих жилах. Я так крепко ухвачу его, что он уже больше не ускользнет от меня. Когда-нибудь он весь будет в моих руках, сейчас я уже чуть-чуть коснулся его пальцем. И это только начало".
Смотрите также:
Группа в ВК "Волшебные касания"
Кто уравновесил Ци, те молодцы!