Найти тему

Роль биографических произведений в воспитании Советской молодёжи.

Огромное воспитательное значение имеют биографические по­вести и рассказы, показывающие молодежи детство, юность, становление характера и жизненный путь замечательных деяте­лей коммунистической партии и советского государства, а также жизнь, воспитание и бессмертные подвиги юных патриотов. К таким биографическим повестям и рассказам, которые учат «с кого делать жизнь», нужно отнести: «Рассказы о Фелик­се Дзержинском» Ю. Германа, «Валериан Куйбышев» Е. Куй- бышевой, «Путь большевика» 3. Орджоникидзе, «Мальчик из Уржума» А. Голубевой, «Грач—-птица весенняя» G. Мстиславско­го, «Жизнь и приключения Максима Горького» И. Груздева, «Рассказы о Гайдаре» Бориса Емельянова, а также такие произведения, как «Павлик Морозов» В. Губарева, «Павлик Моро­зов» (поэма в стихах) Степана Щипачева, «Повесть о сыне» Е. Кошевой, «Повесть о Зое и Шуре» Л. Космодемьянской, «Зоя» (поэма в стихах) М. Алигер, «Четвертая высота» Е. Иль­иной, «Чайка» Н. Бирюкова и некоторые другие.

https://www.pinterest.com/pin/602567625127855794/
https://www.pinterest.com/pin/602567625127855794/

Исключительно действенными в воспитательном отношении являются произведения Н. Островского, А. Макаренко, А. Гай­дара, написанные еще до Великой Отечественной войны, став­шие классическими произведениями советской литературы, лю­бимыми и буквально настольными книгами наших детей и под­ростков.

Аркадий Гайдар.

https://www.pinterest.com/pin/602567625127855825/
https://www.pinterest.com/pin/602567625127855825/

Лучшие из книг о детях, будучи в воспитательном отноше­нии произведениями целенаправленными, одновременно дают интересный и большой материал для педагогических и психоло­гических выводов, для познания типических черт детей и подрост­ков различных слоев трудящихся, для определения индивиду­альных особенностей сознания, характера и воли учащихся раз­личных возрастов.

Кроме того, чтение талантливых книг о на­ших детях, их учебе, труде, их радостях и огорчениях, их меч­тах и творческих устремлениях, приближает педагога к учащим­ся, повышает его интерес и уважение к ним, заставляет многое по иному понять и пережить, окрашивает педагогические при­емы в эмоциональные тона, будит творческие силы педагога и помогает ему выработать педагогический такт и установить кон­такт с учащимися, что не может не отразиться положительно на работе учителя в целом.

Достижения нашей детской литературы бесспорны, но ей еще многого нехватает, перед ней стоят большие задачи и открыва­ются широкие перспективы дальнейшего роста и развития. У нас до сих пор нет художественных биографий великих вождей наших — К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина и И. Сталина, а также биографий многих выдающихся деятелей коммунистичес­кой партии и советского государства, биографий великих ученых прошлого и настоящего, героев гражданской и Великой Отече­ственной войны, биографических повестей об учителях, о вели­ких. русских педагогах, о знатных людях нашей страны, о Геро­ях Социалистического Труда.

Все еще недостаточно произведений на современные акту­альные темы, ограничена тематика книг для дошкольников и младших школьников. Почти совершенно отсутствуют лирические стихотворения, стихотворные поэмы для подрост­ков. Мало сказок, созданных советскими писателями, для ма­леньких детей. Плохо дело обстоит с историческими повестями и романами для школьников различных возрастов. Мало хоро ших книг и в области научно-художественной и художествен­но-фантастической литературы.

https://www.pinterest.com/pin/602567625127855905/
https://www.pinterest.com/pin/602567625127855905/

Нет у нас и настоящей, большой, глубоко идейной, всеохва­тывающей, увлекательной школьной повести и повести о совет ском учителе.

В постановлении XIII пленума правления Союза советских писателей «О состоянии и задачах развития детской литерату­ры» говорится:

«Недооценка роли советской школы в воспитании подрастающе­го поколения привела к тому, что жизнь советской школы дол­гое время не находила отображения в творчестве многих дет­ских писателей и не нашла до сих пор такого высокого идейно­го и художественного воплощения, которое отвечало бы нашему времени, — времени построения коммунизма.

Некоторые писатели и критики выступили даже с ложной «теорией», согласно которой будто бы невозможно и нецелесо­образно создавать произведения о советской школе».

До сих пор не разработана, в соответствии с требованиями социалистического реализма и марксистско-ленинской науки о воспитании, теория советской детской литературы.

«Теоретиками» и «критиками» детской литературы долгое время были формалисты и антипедагоги, деятельность которых получила следующую оценку в постановлении XIII пленума правления Союза советских писателей: «Безидейные критики-- формалисты (А. Ивич, В. Шкловский, И. Халтурин), проповедывавшие теорию «кризиса» и «застоя» в детской литературе, держали курс на отрыв детской литературы от школы и педаго­гики. Этим попыткам критиков-формалистов не был во-время дан должный отпор. Больше того, они нередко получали под­держку и трибуну в комиссии и секции по детской литературе (руководимых т. т. С. Маршаком, В. Смирновой, А. Кассилем, А. Барто)».

Начало.

Предыдущая.

Продолжение.