Огромное воспитательное значение имеют биографические повести и рассказы, показывающие молодежи детство, юность, становление характера и жизненный путь замечательных деятелей коммунистической партии и советского государства, а также жизнь, воспитание и бессмертные подвиги юных патриотов. К таким биографическим повестям и рассказам, которые учат «с кого делать жизнь», нужно отнести: «Рассказы о Феликсе Дзержинском» Ю. Германа, «Валериан Куйбышев» Е. Куй- бышевой, «Путь большевика» 3. Орджоникидзе, «Мальчик из Уржума» А. Голубевой, «Грач—-птица весенняя» G. Мстиславского, «Жизнь и приключения Максима Горького» И. Груздева, «Рассказы о Гайдаре» Бориса Емельянова, а также такие произведения, как «Павлик Морозов» В. Губарева, «Павлик Морозов» (поэма в стихах) Степана Щипачева, «Повесть о сыне» Е. Кошевой, «Повесть о Зое и Шуре» Л. Космодемьянской, «Зоя» (поэма в стихах) М. Алигер, «Четвертая высота» Е. Ильиной, «Чайка» Н. Бирюкова и некоторые другие.
Исключительно действенными в воспитательном отношении являются произведения Н. Островского, А. Макаренко, А. Гайдара, написанные еще до Великой Отечественной войны, ставшие классическими произведениями советской литературы, любимыми и буквально настольными книгами наших детей и подростков.
Аркадий Гайдар.
Лучшие из книг о детях, будучи в воспитательном отношении произведениями целенаправленными, одновременно дают интересный и большой материал для педагогических и психологических выводов, для познания типических черт детей и подростков различных слоев трудящихся, для определения индивидуальных особенностей сознания, характера и воли учащихся различных возрастов.
Кроме того, чтение талантливых книг о наших детях, их учебе, труде, их радостях и огорчениях, их мечтах и творческих устремлениях, приближает педагога к учащимся, повышает его интерес и уважение к ним, заставляет многое по иному понять и пережить, окрашивает педагогические приемы в эмоциональные тона, будит творческие силы педагога и помогает ему выработать педагогический такт и установить контакт с учащимися, что не может не отразиться положительно на работе учителя в целом.
Достижения нашей детской литературы бесспорны, но ей еще многого нехватает, перед ней стоят большие задачи и открываются широкие перспективы дальнейшего роста и развития. У нас до сих пор нет художественных биографий великих вождей наших — К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина и И. Сталина, а также биографий многих выдающихся деятелей коммунистической партии и советского государства, биографий великих ученых прошлого и настоящего, героев гражданской и Великой Отечественной войны, биографических повестей об учителях, о великих. русских педагогах, о знатных людях нашей страны, о Героях Социалистического Труда.
Все еще недостаточно произведений на современные актуальные темы, ограничена тематика книг для дошкольников и младших школьников. Почти совершенно отсутствуют лирические стихотворения, стихотворные поэмы для подростков. Мало сказок, созданных советскими писателями, для маленьких детей. Плохо дело обстоит с историческими повестями и романами для школьников различных возрастов. Мало хоро ших книг и в области научно-художественной и художественно-фантастической литературы.
Нет у нас и настоящей, большой, глубоко идейной, всеохватывающей, увлекательной школьной повести и повести о совет ском учителе.
В постановлении XIII пленума правления Союза советских писателей «О состоянии и задачах развития детской литературы» говорится:
«Недооценка роли советской школы в воспитании подрастающего поколения привела к тому, что жизнь советской школы долгое время не находила отображения в творчестве многих детских писателей и не нашла до сих пор такого высокого идейного и художественного воплощения, которое отвечало бы нашему времени, — времени построения коммунизма.
Некоторые писатели и критики выступили даже с ложной «теорией», согласно которой будто бы невозможно и нецелесообразно создавать произведения о советской школе».
До сих пор не разработана, в соответствии с требованиями социалистического реализма и марксистско-ленинской науки о воспитании, теория советской детской литературы.
«Теоретиками» и «критиками» детской литературы долгое время были формалисты и антипедагоги, деятельность которых получила следующую оценку в постановлении XIII пленума правления Союза советских писателей: «Безидейные критики-- формалисты (А. Ивич, В. Шкловский, И. Халтурин), проповедывавшие теорию «кризиса» и «застоя» в детской литературе, держали курс на отрыв детской литературы от школы и педагогики. Этим попыткам критиков-формалистов не был во-время дан должный отпор. Больше того, они нередко получали поддержку и трибуну в комиссии и секции по детской литературе (руководимых т. т. С. Маршаком, В. Смирновой, А. Кассилем, А. Барто)».