Все преподаватели-лингвисты знают, что существует две формы устной речи: диалогическая и монологическая. Их особенности влияют на процесс обучения. О диалогической речи мы говорили ранее. В данной статье мы рассмотрим понятие, типы, цели и примеры заданий для развития навыка монологической речи.
Сегодня остановимся поподробнее на монологах.
Что такое монолог?
Это речь, произносимая одним человеком, обращенная к одному или группе людей, иногда - к самому себе, в которой он выражает свои мысли и чувства по поводу конкретной ситуации. Слушатели здесь пассивны, они только воспринимают речь говорящего, не участвуя в ней. Монолог чаще всего - это подготовленная речь, у говорящего иногда даже может быть план. Но неподготовленные заранее монологи тоже бывают. Монологи в основном используются для рассказов, описаний, презентаций, докладов. Монологическое высказывание может быть на уровне слова, словосочетания, фразы, предложения и целого текста.
Что сложного в монологе?
Монологическая речь сложнее диалогической. Ей присуща большая сложность композиции, структурность, логичность. Монолог должен быть последователен, непрерывен, иметь коммуникативную направленность и смысловую законченность. Здесь используются более сложные грамматические и синтаксические конструкции. Кроме того отдельного внимания требуют скорость речи говорящего, логические паузы в речи и жесты. Всему этому необходимо последовательно обучать учеников, совершенствуя их навыки монологического высказывания.
Чему необходимо учить?
При подготовке монолога дети должны уметь:
- ставить цель своего высказывания (зачем я буду говорить?)
- определять его содержание (что я буду говорить?)
- планировать исполнение (как я буду говорить?)
Как учить?
Чтобы научить определять цель монолога, стоит познакомить учеников с разными их видами: информационными, побуждающими, убеждающими, описаниями.
Для определения содержания эффективно использование разного вида опор: картинок, mind maps, фотографий, таблиц, цитат, планов. Опоры всегда должны быть информативны, пробуждать ассоциации, давать толчок к размышлению.
Характер исполнения монолога будет зависеть от его цели. Поэтому так важно научить учеников различать и использовать официальную лексику и сленг, linking words, антонимы и синонимы. Кроме того, нужно тренировать использование пауз в речи, умение варьировать ее темп, ритм и даже громкость.
Какие упражнения использовать?
- Описание элементарных картинок с минимальным сюжетом с использованием речевой опоры (например, на доске записаны начала предложений и набор слов, которые можно использовать).
- Описание сюжетных фото или серии изображений.
- Пересказ с коммуникативной задачей (например, рассказать о прочитанном случае так, будто бы ты был его участником; рассказать биографию главного героя так, будто ты его лучший друг; рассказать об отношениях героев и т.п.)
- Представить и дополнить предложенную ситуацию (например, Donald usually walked to school. Now I see him at a bus stop every morning. I think..)
- Комментирование цитаты, новости, письма, рисунка.
- Устные сочинения на заданную тему.
- Рассуждения на основе изображений типа “докажи, что”, “объясни причину”, “какие ассоциации у тебя возникают” и т.д.
- Подбор аргументов к утверждениям.
- Объединение простых предложений в более сложные.
Обучение монологическому высказыванию - кропотливая и достаточно долгая работа, которую нужно проводить на каждом уроке. Шаг за шагом, от слова к фразе и далее - к продолжительным связным высказываниям ученики будут постепенно овладевать этим важным навыком.
Вдохновения и талантливых учеников вам!
Татьяна Балан