Большое познавательное и образовательное значение имеют правдивые, реалистические произведения, иногда носящие автобиографический характер, о детстве в дореволюционной России.
К таким произведениям относятся: «Повесть о детстве» Ф. Гладкова (детям среднего возраста доступны только отдельные главы), «Дальнее-близкое» и «Зеленая кобылка» П. Бажова, «Открытие мира» В. Смирнова, «У железного ручья» А. Кононова, «Мишкино детство» М. Горбовцева, «Мои мектебы» С. Муканова. Читая эти книги и сравнивая прошлое с настоящим, наши юные читатели воочию убеждаются, как далеко ушла Страна Советов от старой России, как отличается их детство от детства их отцов и дедов.
Мы имеем хорошие приключенческие книги. Это прежде всего «Два капитана» В. Каверина, книга, заслуженно ставшая любимой книгой миллионов наших учащихся, и другая книга, не свободная от недостатков, «Кортик», написанная молодым писателем Анатолием Рыбаковым.
О детях капиталистических стран, о тяжелом положении и дискриминации негритянских детей в Америке и Африке у нас есть
три-четыре произведения, которые с увлечением читаются нашими учащимися. Это книги Н. Кальма «Черная Салли» и «Дети горчичного рая», Г. и Н. Комаровских «Твои ровестники», пьеса В. Любимовой «Снежок».
Некоторые сдвиги наблюдаются и в создании школьной повести.
М. Прилежаева, В. Осеева, А. Мусатов, И. Василенко, О. Хавкин, Н. Кальма, Ф. Виноградова, Б. Изюмский, И. Карнаухова, Е. Шварц,
К. Ползикова-Рубец и др., дали произведения о нашей школе, имеющие определенное педагогическое, воспитательное значение.
Рассказы и повести о школьниках и пионерах пишут Ю. Сотник, Н. Носов, А. Алексин, А. Перфильева.
Наиболее ценными в художественном отношении являются школьные повести: «С тобой товарищи» М. Прилежаевой, «Васек Трубачев и его товарищи» В. Осеевой, «Мой класс» Ф. Вигдоровой, «Алые погоны» (о суворовцах) Б. Изюмского, «Всегда вместе» О. Хавкина, «Первоклассница» Е. Шварца, «Они учились в Ленинграде» К. Ползиковой-Рубец.
Поэзия и проза для маленьких детей, дошкольников и младших школьников, обогатилась новыми произведениями Маршака, Михалкова, Барто, Георгиевской («Бабушкино море»), Благининой, Миршакара, Познанской, Воронько и др.
Растет, хотя и медленно, научно-художественная литература для детей. Лауреат Сталинской премии Н. Михайлов дал хорошую книгу «Над картой Родины». В. Сафонов написал поэтическую книгу «Земля в цвету» — о преобразователях природы: Мичурине, Лысенко, Докучаеве, Костычеве, Вильямсе, Темирязеве.
Книга также удостоена Сталинской премии.
Благодаря некоторой фрагментарности и множеству разнообразных сведений, сюжетно недостаточно связанных между собою, книга доступна только детям старшего возраста. Широко известны книги М. Ильина.
Но его книга «Как человек стал великаном», написанная совместно с Е. Сегал, страдает многими существенными недостатками идеологического и методологического характера. Авторы не сумели показать историю развития культуры в материалистическом, марксистско-ленинском освещении, допустив объективистское изложение и идеалистическое понимание, в отдельных случаях развития науки, философии и техники.
О русской природе, ее лесах и лугах, населяющих ее животных, птицах давно пишут М. Пришвин, В. Бианки, А. Мантейфель, Н. Плавильщиков, Г. Скребицкий и др. М. Пришвин — прекрасный художник-следопыт. «Лесная газета» В. Бианки, выдержавшая несколько изданий, переведенная на многие языки, углубляет и развивает лучшие традиции таких знатоков и певцов русской природы, как Модест Богданов и Дмитрий Кай- городов. Особое место занимает в литературе о природе Дальнего Востока В. Арсеньев. Научно-художественная литература и литература о родной природе помогает нашим учащимся выработать материалистическое мировоззрение, приобщает их к делу преобразования природы, воспитывает любовь к Родине.
Пришли в детскую литературу видные советские ученые, инженеры: В. Охотников, И. Ефремов, В. Немцов и др. Они своими научно-фантастическими произведениями облегчают учащимся процесс познания и усвоения сложных биологических и физических законов, будят любознательность, воспитывают творческую мечту, развивают интерес и любовь к родной науке.
Любимыми книгами наших учащихся стали книги о войне на фронтах и в тылу врага. «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Непокоренные» Б. Горбатова, «Честь с молоду» А. Первенцева, «Служу родине» Ив. Кожедуба, «В Крымском подполье» И. Козлова, «От Пу- тивля до Карпат» С. Ковпака, «Записки партизана» П. Игнатова, «Это было под Ровно» Д. Медведева, «Подпольный обком действует» А. Федорова, «Война в тылу врага» Г. Линькова, «Люди с чистой совестью» П. Вершнгора, — вот книги, которые, c увлечением читают и взрослые и дети. Спрос на них в библиотеках огромный. Всем педагогам нужно хорошо знать эти книги: они помогают воспитывать в детях животворный советский патриотизм, мужество и бесстрашие, твердый характер и крепкую волю, преданность партии, народу, Родине.