Найти в Дзене

Устойчивость к невзгодам. Где ее найти у себя?

Оглавление

Если с утра перед уходом на работу вы поссоритесь из-за ерунды с близким человеком, как это повлияет на ваш день?

Вы склонны быстро отходить после неприятных эмоций, или еще несколько часов бываете не в духе?
Если вам не понравится спектакль, за который вы немало заплатили, это может испортить вам вечер? Как быстро вы сможете приступить к отчету после неприятного разговора с начальником? Ваши ответы многое скажут о вашей устойчивости.

Устойчивость к жизненным вызовам (от мелких неприятностей до тяжелых утрат) – это период, который требуется человеку для восстановления базового эмоционального состояния. Различия в устойчивости между людьми очень велики.

Почему одни люди быстро восстанавливаются после жизненных невзгод и продолжают двигаться по своему жизненному курсу, а другие чувствуют себя сломленными и долго не могут придти в норму? ⠀

Исследования Дэвидсона

Ответ на этот вопрос был найден в лаборатории Ричарда Дэвидсона, который 4 десятка лет изучает, как эмоциональная жизнь влияет на благополучие человека.

Ричард Дэвидсон
Ричард Дэвидсон

Ученые обнаружили, что у тех людей, кто быстрее восстанавливается после неприятных эмоций (даже после сильного чувства отвращения, ужаса, гнева или страха), повышена активность в левой части префронтальной коры. У тех, кто восстанавливается медленнее, повышена активность в правой части префронтальной коры. Причем у устойчивого к внешним воздействиям человека уровень активности в левой префронтальной области может быть в 30 раз сильнее, чем у человека неустойчивого.
Как это работает?

«Эмоциональным бандитизмом» в нашем мозге занимается амигдала, или миндалевидное тело. Она активно участвует в проявлении негативных эмоций, которые без должного контроля могут подавить рациональный разум - лишить нас способности ясно мыслить и принимать разумные решения.
Этим контролем занимается левая префронтальная кора. Она усмиряет активность амигдалы и успокаивает ее, посылая сдерживающие сигналы. Таким образом, чем выше активность левой ПфК в ответ на неудачи и чем сильнее ее связи с амигдалой, тем быстрее мозг оправится от огорчающего опыта.

Если активность в префронтальной коре низкая и она слабо сообщается с амигдалой, то человек медленно восстанавливается после неудач.

-3

Устойчивость к невзгодам не отлита из бетона раз и навсегда, это эмоциональная характеристика, которую можно менять. Ричард Дэвидсон утверждает, что мы можем повысить свой базовый уровень активности в левой префронтальной коре, а также укрепить ее соединения с амигдалой. Это сделает нас более устойчивыми к жизненным трудностям и поможет быстрее восстанавливаться.

ВВыход есть — медитация

Для этого он рекомендует практиковать медитацию осознанности (майндфулнесс). Начать можно с концентрации на дыхании. Тренировка осознанности поможет не погрузиться полностью в бездну переживаний, а найти в себе умственные силы, чтобы остановиться и увидеть, как психика создает эти переживания, мысли, эмоции и ощущения. Создать дистанцию между этим процессом и вами. Исследования демонстрируют, что медитация приводит к смещению активности в левую часть префронтальной коры, и не только у монахов с тысячами часами практики.

Левосторонняя активность утроилась у участников, прошедших курс снижения стресса на основе осознанности (MBSR – mindfulness based stress reduction) после 4 месяцев ежедневной самостоятельной практики по 30 минут в день.
Такой «левосторонний сдвиг» привносит в нашу эмоциональную жизнь положительные эмоции, способность помнить о своих целях и планировать действия по их достижению.

-4

Обычно мы автоматически реагируем на жизненные трудности привычным образом. Эти привычки - сложный совместный продукт нашей генетики, биологии и жизненного опыта. За автоматическими реакциями стоят нейронные сигналы, бегущие по путям, которые вы использовали раз за разом, год за годом. Представьте, что эти сигналы – вода, которая всегда бежала по одному речному пути, но погодные условия создали новые русла, и поток воды изменил свое направление. Так же медитация создает новые русла в вашем уме, меняет привычные нейронные пути и наши автоматические способы реагирования на жизненный опыт.