Читая историю хунну в различных интерпретациях, раз от раза я не перестаю удивляться той легкости, с которой авторы пишут о переходе хунну через пустыню Гоби.
Так Л.Н.Гумилев в своей книге "История народа хунну" пишет: "А в это самое время [приблизительно в ХII веке до н.э.] в степи, примыкавшей к южной окраине Гоби, складывался новый народ – хунны".
Из этого делаем вывод, что хунну как народ сформировался примерно в ХII веке до н.э. на южной окраине Гоби.
"Окраину Гоби в древности китайцы называли "песчаной страной Шасай. Для древних китайцев эта пустыня казалась непроходимой" [там же].
То есть, уже в те времена Гоби представляла из себя не цветущий оазис, а песчаную страну, пустыню.
Гумилев приводит в качестве описания Гоби слова Пржевальского: "По целым неделям сряду перед глазами путника являются одни и те же образы... На многие десятки, даже сотни километров мы видим здесь голые, сыпучие пески, всегда готовые задушить путника своим палящим жаром или засыпать песчаным ураганом. В них нет ни капли воды, не видно ни зверя, ни птицы, и мертвое запустение наполняет ужасом душу забредшего сюда человека..."
Здесь важно следующее: переход через Гоби, по сведениям Пржевальского, занимал недели, а не дни. Пржевальский также указывает, что кроме голых песков, готовых задушить своим жаром, здесь нет ничего, ни воды, ни зверей, только "мертвое запустение".
Однако, Гумилев пишет: "Древние ху, по согласным указаниям нарративных и вещественных источников, были народом весьма примитивным, лишенным государственной организации и еще не имевшим даже потребности в ней. Заслуга их перед культурой лишь в том, что, освоив кочевое скотоводство, они сумели [приблизительно в 1200 году до н.э.] перебраться через пустыню – песчаное море Гоби".
И всегда у меня возникает вопрос: как хунну, народ весьма примитивный, только освоивший кочевое скотоводство, сумели перейти через пустыню?
Пустыня Гоби сейчас имеет протяженность с севера на юг около 800 километров. Предположим, что 3000 лет назад размеры пустыни были вдвое меньшими. Предположим, что хунну удачно попали в период изменения климата, связанным с похолоданием и увлажнением, что дает возможность чисто гипотетически сократить протяженность пустыни еще вдвое. Но все равно, как минимум, 200 километров с юга на север хуннам преодолеть пришлось бы.
В современной Монголии, где кочевое животноводство сохранилось практически в первозданном виде, на семью из 5 человек приходится 15-20 голов крупного скота (лошадей и коров). Поэтому мы вправе предположить, что и хунну имели сравнимые по размерам стада скота. И глупо было бы предположить, что в путь через Гоби они отправились налегке, оставив животных на южной окраине пустыни.
Тем более, наскальные писаницы сохранили изображения, запечатлевшие процесс перехода. На них изображены крытые кибитки на высоких колесах, запряженные волами, на которых хунну и пересекли пустыню. Таким образом, скот был не только основным богатством, но и тягловой силой.
Однако, кто ездил на велосипеде или автомобиле по песку, знают, как быстро зарываются колеса в рыхлый песок и насколько долго потом машину нужно освобождать из песчаного плена. И хотя Гоби не везде сложена песками, в изобилии и каменисто-галечные участки, скорость передвижения запряженных волами повозок, при учете неторопливости быков в принципе, не могла превышать 10 километров в сутки.
Таким образом, на преодоление 200 километров пустыни понадобилось бы не менее 3-4 недель.
Корова в сутки выпивает 70-80 литров воды. Бык и конь пьют больше, но для простоты примем 100 литров воды в сутки на единицу стада с учетом перехода через раскаленную пустыню. Так суточный расход воды на стадо в 15 голов составит 1500 литров. Человек в сутки потребляет 1,5-2 литра воды, опять же с учетом усиленного потоотделения увеличим эту цифру до 4 литров. На семью из 5 человек это составит скромные 20 литров. На приготовление пищи добавим еще 30 литров на семью. Итого суточный расход составит 1550 литров воды. На 20-дневный переход необходимый запас воды составляет 31000 литров.
Если вол в состоянии, предположим, тянуть по песку 500 килограммов веса, что сомнительно, то только для стартовой транспортировки 31 тонны воды понадобится в 4 раза больше волов, чем расчетная численность стада.
Здесь приведены расчеты на одну семью. Если увеличивать число одновременно перемещающихся семей со своими стадами, то все цифры надо пропорционально увеличить в соответствии с числом семей.
Учитывая, что в Монголии (на севере Гоби) и Внутренней Монголии (на юге Гоби) водные ресурсы довольно скудные, рассчитывать на то, что посреди пустыни хунну могли бы пополнить запасы питьевой воды представляются если не нереальным, то сомнительным. Солончаки учитывать не будем, так как соленая вода, тем более. в условиях пустыни в пищу непригодна.
Таким образом, переход через пустыню со стадами животных представляется невозможным, если, конечно, не заменить волов на верблюдов, но это противоречит наскальным изображениям именно запряженных волов, а не вьючных верблюдов.
Так как же тогда хунну оказались на севере Гоби? Китайские источники ничего не пишут об этом. Они лишь указывают, что в конце II тысячелетия до н.э. хунну проживали на юге Гоби, а в III веке до н.э., когда китайцев снова заинтересовал этот народ – на севере.
Представляется, что единственный реально преодолимый маршрут преодоления Гоби пролегал не через пустыню, а по ее окраине, то есть в обход.