В многочисленных рассказах об иван-чае на просторах интернета встречаются упоминания о русском учёном Степане Крашенинникове, который побывал на Камчатке и видел употребление кипрея тамошними жителями. Но везде - лишь упоминания, обрывки, отдельные фразы...
Мы отыскали для вас полный оригинал этого текста, который датируется аж 1755 годом!
Интересно, что камчатские ительмены, как и некоторые другие коренные народы Сибири, уже тогда употребляли кипрей в качестве чая. Правда, никакой ферментации его, конечно, не подвергали. Зато умели делать из кипрея даже уксус и брагу.
"Кипрей трава, которая родится по всей Европе и Азии, третие место имеет в Камчатской экономии. Ибо они варят с нею рыбу и мясо, и листье свежее вместо чаю употребляют, но главная важность состоит в сердце стеблей его, которое они, расколов стебель надвое, выскабливают раковиной и пластинами сушат на солнце.
Сушеной кипрей весьма приятен, и вкусом походит несколько на сушеные огурцы калмыцкие. Камчадалы употребляют его во всякия толкуши, и ставят сырой вместо закусок. Из вареного кипрея бывает такое сладкое и густое сусло, что к деланию квасу лучшего желать не можно. Родится же из него и уксус весьма крепкой, ежели шесть фунтов сухого кипрею сварить, во сусло положить пуд сладкой травы, и сквасить обыкновенным образом, да и камчатское вино бывает выходнее и хлебнее, когда вместо простой воды затирается сладкая трава в кипрейном сусле.
Жеваною травою и смешенною с слюною Камчадалы лечат пупки у младенцов новорожденных, а тертая кора с стеблями искрошенными намелко вместо зелёного чаю употребляется, на которой она и вкусом походит."
Упомянутая "сладкая трава" - это борщевик. (Не тот ядовитый борщевик, другой.) А вот что такое "сушёные калмыцкие огурцы", к сожалению, выяснить не удалось.