Первая характеристика игрового опыта, важная для изучения нейронаукой, – это РАДОСТЬ.
Вне зависимости от культуры (или вида, если речь идет о животном), игры являются общим опытом, присущим развитию.
Игра редко может продолжаться без проявления позитивных эмоций и радости, чувства удовольствия и веселья. Позитивные эмоции, такие как радость, играют эволюционную роль: они позволяют нам взаимодействовать с реальностью и адекватно реагировать на окружающую среду.
В литературе по неврологии среди взрослых и животных изучалась связь между радостью и обучением. Выяснилось, что способность испытывать радость регулируется подкорковыми лимбическими сетями, которые связаны с эмоциональными функциями. Эти сети включают другие области мозга, ответственные за обработку более высокого порядка в обучении, и дают возможность адаптивно реагировать на эти переживания эмоций.
Радость существует, чтобы мотивировать нас продолжать адаптироваться к окружающей среде и учиться. Получается, что у радости есть важные взаимосвязи с нашей склонностью к обучению.
Обучение носит эмоциональный характер и связано с вознаграждением.
Ранее считалось, что эмоции вторичны познанию в обучении, но развитие нейронаучных исследований быстро обнаруживают, что они переплетаются. Рассматривать эмоции и познание по отдельности было бы ошибочно
Эмоции помогают рациональному мышлению, позволяя нам использовать эмоциональную обратную связь при принятии решений. Роль эмоций в нашей способности предпринимать разумные действия в непредсказуемых обстоятельствах - это то, что можно назвать "эмоциональным рулем". Учитывая роль эмоций в обучении, радость, пожалуй, является одной из самых сильных движущих сил.
Радость вызывает состояние, которое позволяет выполнять многие более высокие когнитивные функции.
На высоком уровне, ощущение радости связано с изменениями в мозге, такими как повышение уровня допамина, что приводит к положительным эмоциям.
Допамин - это нейротрансмиттер, который помогает регулировать удовольствие и эмоции в мозгу, а также наши действия в ответ на положительное подкрепление и вознаграждение. Воздействие допамина наблюдается в областях мозга, определенных как часть системы вознаграждения, включая средний мозг, стриатум, гиппокампус и префронтальную кору головного мозга. Допамин инициирует взаимодействие между этими областями, чтобы изменить наши реакции и действия. Присутствие нейротрансмиттеров допамина на нейронах среднего мозга связано с процессом ожидания вознаграждения и поиска информации в ожидании этого вознаграждения.
Положительный эффект связан с рядом когнитивных преимуществ, таких как повышенное внимание, память, умственные сдвиги и улучшение регулирования стресса, которые полезны для обучения. Существует множество предложенных механизмов того, как допамин точно воздействует на структуры мозга, однако, хорошо известно, что присутствие допамина, связанное с радостным опытом, может привести к повышению способности обрабатывать и сохранять информацию.
Таким образом, понимание системы вознаграждения может помочь нам изучить ее роль в памяти, умственных сдвигах, мотивации и творчестве, поскольку они способствуют обучению.